Минфин России Письмо от 17 мая 2018 г. N 02-01-06/33779
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос от 28 февраля 2018 г. по вопросу о представлении документов и необходимых материалов для объективного и всестороннего рассмотрения обращения от 2 апреля 2018 г. и по сути поставленных в обращении вопросов сообщает следующее.
1. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).
Статьей 152 Бюджетного кодекса установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, который согласно определению статьи 6 Бюджетного кодекса представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Согласно указанному перечню граждане Российской Федерации (физические лица), за исключением Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, не входят в число участников бюджетного процесса.
В соответствии со статьей 65 части 2 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют определенные расходные полномочия по предоставлению государственных (муниципальных) услуг гражданам Российской Федерации, осуществляемые за счет доходов, поступающих в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются в формах бюджетных ассигнований, закрытый перечень которых установлен статьей 69 Бюджетного кодекса.
Выделение бюджетных средств непосредственно гражданам Российской Федерации на самостоятельное удовлетворение их потребностей, решение иных задач, относящихся к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
2. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N
Информация об исполнении федерального бюджета за 2017 год размещена на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет» по адресу: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/183/.
Данные приведены в структуре кодов бюджетной классификации, являющихся группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Дополнительно информируем, что в рамках реализации одного из приоритетных направлений деятельности по обеспечению открытости управления общественными финансами, в том числе выявления и распространения лучшей практики формирования бюджета публично-правового образования в открытом и доступном формате, Минфин России начиная с 2013 года осуществляет регулярное опубликование основных положений проекта федерального закона о бюджете (федерального закона о федеральном бюджете) на очередной финансовый год и на плановый период в формате «Бюджет для граждан».
Целью «Бюджета для граждан» является информирование населения о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств в доступном и понятном широкому кругу граждан формате.
Разработка и опубликование «Бюджета для граждан» ведутся и во всех субъектах Российской Федерации. Ежегодно Минфин России проводит анализ деятельности субъектов Российской Федерации по повышению прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. По сравнению с 2013 годом количество регионов, подготовивших «Бюджеты для граждан» либо в формате брошюр и презентационных материалов, либо разработавших соответствующие информационные порталы, возросло с 46 до 85. Результаты работы по повышению открытости и доступности бюджетных данных нашли отражение в подготовленном Докладе о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Вышеуказанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в сети Интернет (www.minfin.ru) в разделе «Деятельность» — «Реформы» — «Бюджетная реформа» — «Бюджет для граждан».
Директор Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.РОМАНОВ
17.05.2018