Минфин России Письмо от 27 июня 2018 г. N 02-09-09/44315

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращения от 06.06.2018 по вопросу о нарушениях законодательства Российской Федерации Федеральным казначейством, от 15.06.2018 о назначении Минфином России аудиторской проверки независимой аудиторской организацией за пределами Республики во избежание коррупционной составляющей и от 17.06.2018 о принятии мер реагирования по результатам проверки Счетной палаты Республики, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее — Положение), Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства.

Согласно пункту 7 Положения Минфин России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Вместе с тем полагаем необходимым сообщить следующее.

В Российской Федерации сложилась система государственного (муниципального) финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с разделом IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), Федеральными законами от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Федеральный закон N 6-ФЗ) и от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами.

Так, согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется в том числе на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии с частью 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в случаях, указанных в обращении, должен осуществляться органами государственного (муниципального) финансового контроля субъекта Российской Федерации.

По вопросу нарушения Федеральным казначейством законодательства Российской Федерации, а именно пункта 2.2 Положения о Контрольной комиссии Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 06.06.2016 N 185, сообщаем следующее.

Исходя из положений части 2 статьи 266.1 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В целях объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения результатов плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством в рамках полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, установленных Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, создана Контрольная комиссия Федерального казначейства.

Аналогичные контрольные комиссии созданы в территориальных органах Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Федеральное казначейство проводит плановые контрольные мероприятия в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на соответствующий финансовый год, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и внеплановые контрольные мероприятия, которые осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства, принятого в том числе в случае поступления конкретных фактов, указанных в обращениях граждан и организаций.

Таким образом, вопрос неправомерного и нецелевого расходования бюджетных средств Республики входит в компетенцию органов государственного (муниципального) финансового контроля субъекта Российской Федерации.

По вопросу принятия мер реагирования в отношении представления Счетной палаты Республики, сформированного по результатам проверки годовой бюджетной отчетности за 2017 год по главному администратору бюджетных средств — Министерству промышленности и геологии Республики, сообщаем.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Следует отметить, что статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

В этой связи за получением информации об указанных требованиях, сроках и результатах их рассмотрения необходимо обратиться в орган государственного (муниципального) финансового контроля, направивший данное представление.

Также отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, указанные в обращениях, не относятся к компетенции Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

27.06.2018

Возврат к списку

Реклама