Минфин России ФНС России Письмо от 2 августа 2018 г. N ЕД-4-2/14951@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ФГУП от 18.07.2018 по вопросу законности истребования налоговым органом документов, касающихся физического лица, в рамках налоговой проверки, сообщает следующее.
Содержащаяся в обращении претензия, что налоговым органом истребованы документы без указания реквизитов, позволяющих идентифицировать конкретное физическое лицо, не является корректной и не может быть принята во внимание, так как в обращении одновременно с данной претензией прямо указано, что физическое лицо ФГУП идентифицировано, им является конкретный бывший работник ФГУП. В этой связи физическое лицо в требовании налогового органа идентифицировано достаточно определенно, с указанием всей необходимой информации для исполнения данного требования.
ФГУП не относится к организациям, деятельность которых регулируется законодательством о государственной службе (гражданской, военной, в органах внутренних дел и т.д.), о муниципальной гражданской службе, в этой связи отношения ФГУП и (или) его работников с акционерными обществами не могут характеризоваться как служебные.
Информация в обращении ФГУП об отсутствии взаимоотношений его работников с тем или иным акционерным обществом носит предположительный характер, в этой связи доводы об отсутствии таких отношений не могут быть приняты во внимание.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 N
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) относится к федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
При этом Кодекс не предусматривает каких-либо ограничений по объему и составу истребованных налоговым органом необходимых для проверки документов.
Согласно пункту 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.
Согласно статье 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В силу пункта 2 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.
Обращается внимание, что Кодекс не устанавливает случаи, когда требование о представлении документов (информации) не исполняется до получения разъяснений по вопросам, связанным с представлением документов (информации), а также не предусматривает освобождение от налоговой ответственности в связи с указанными обстоятельствами.
На основании изложенного налоговый орган вправе в случае обоснованной необходимости указывать в требовании документы, которые, по мнению налогового органа, необходимы для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов при проведении выездной налоговой проверки.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
02.08.2018