Минфин России Письмо от 8 августа 2018 г. N 03-05-06-01/56018
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение об отмене налогов на имущество и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог на имущество физических лиц является местным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
При установлении налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом.
Пунктом 2 статьи 399 Кодекса при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные Кодексом, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территориях которых установлен этот налог.
Таким образом, вопросы о введении налога на имущество физических лиц, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции представительных органов муниципальных образований.
Дополнительно сообщаем, что в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Законом предусматривается уточнение порядка исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц в целях совершенствования механизма налогообложения при использовании в качестве налоговой базы кадастровой стоимости.
В частности, законом предусматривается применение коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом.
Предусмотренные законом изменения позволят исключить резкое увеличение налоговой нагрузки по имущественным налогам, связанные прежде всего с изменением и ошибками при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Обращаем внимание, что налог на имущество организаций для административно-деловых и торговых центров (комплексов) по решению законодательных органов субъектов Российской Федерации и в соответствии с Кодексом исчисляется от кадастровой стоимости. При этом ставки налога на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в отношении коммерческой недвижимости значительно превышают ставки по налогу на имущество физических лиц за принадлежащую физическим лицам жилую недвижимость.
Повышение налоговой нагрузки на имущество организаций увеличит себестоимость производимой ими продукции, оказываемых услуг, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
Учитывая изложенное, предложение об увеличении налогов на имущество организаций не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
08.08.2018