Минфин России ФНС России Письмо от 14 августа 2018 г. N АС-4-20/15707
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение АО от 05.07.2018, сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N
Примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац двадцать первый статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N |
Вместе с тем считаем возможным отметить, что в соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона N
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N
Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N
При заключении организацией (индивидуальным предпринимателем) договора гражданско-правового характера с физическим лицом на оказываемые им в пользу такой организации (индивидуального предпринимателя) услуги и последующей выплате денежных средств физическому лицу клиентом будет являться сама организация (индивидуальный предприниматель). В данном случае услуги оказывает физическое лицо, однако, ввиду положения пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона N
Учитывая изложенное, при осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера, в том числе договору аренды, применение контрольно-кассовой техники и выдача кассового чека не производятся.
Вместе с тем в случае, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя направлена на приобретение товаров у физических лиц, в том числе с привлечением подотчетных лиц, и их дальнейшую реализацию, при осуществлении расчетов (выплат денежных средств физическому лицу за товар) у организации (индивидуального предпринимателя) возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники и, соответственно, выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности).
Относительно обязанности применения организацией или индивидуальным предпринимателем контрольно-кассовой техники при реализации товара (работы, услуги) посредством удержания денежных средств из заработной платы сотрудников такой организации или индивидуального предпринимателя следует учитывать, что в соответствии со статьей 131 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). При этом в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Вместе с тем доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
Согласно статье 164 Кодекса компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 138 Кодекса общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
Учитывая изложенное, если часть зарплаты выдается работнику товаром, расчета в смысле Федерального закона N
Кроме этого, удержание денежных средств из заработной платы сотрудника (в установленных законодательством Российской Федерации лимитах) в счет компенсации затрат, понесенных в связи с трудовой деятельностью, также не образует природы термина «расчеты» в понимании Федерального закона N
Вместе с тем погашение сотрудниками задолженности перед организацией за приобретенные товары, работы, услуги в форме удержания организацией из заработной платы сотрудников суммы платежей по обязательству образует природу термина «расчет» в понимании Федерального закона N
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО
14.08.2018