Минфин России Письмо от 20 августа 2018 г. N 02-09-10/59066

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 26 июля 2018 г. по вопросу проведения проверки расходования бюджетных средств Администрацией района и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, в полномочия Министерства финансов Российской Федерации не входит осуществление государственного финансового контроля.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Исходя из этого следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, полномочия органов местного самоуправления не могут передаваться органам государственной власти по соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

К вопросам местного значения в том числе относятся вопросы составления и исполнения муниципального бюджета.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления, статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.

При этом в соответствии с БК РФ с учетом принципа самостоятельности бюджетов, предусмотренного статьей 31 БК РФ, установлено:

право и обязанность органов государственной власти (органов местного самоуправления) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Это означает, что органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять муниципальный финансовый контроль.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ финансовый контроль в отношении местных бюджетов осуществляется:

органами муниципального финансового контроля за использованием средств бюджета муниципального образования;

органами государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных бюджету муниципального образования.

К органам муниципального финансового контроля относятся контрольно-счетный орган муниципального образования, орган внутреннего муниципального финансового контроля муниципального образования (местные администрации).

Полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований определены положениями пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», органов внутреннего муниципального финансового контроля — положениями статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с рассматриваемым вопросом также необходимо учитывать положения подпункта 3 пункта 4 статьи 136 БК РФ, согласно которым в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года осуществляется в том числе проведение не реже одного раза в два года проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Врио директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.С.БЫЧКОВ

20.08.2018

Возврат к списку

Реклама