Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Минфин России Письмо от 27 августа 2018 г. N 02-07-05/60833

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел запрос относительно замены реквизита «Материально ответственное лицо (ответственное лицо)» и «материально ответственного лица» реквизитом «Ответственное(ые) лицо(а)» в отдельных унифицированных формах первичных учетных документов и регистрах бухгалтерского учета, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (в ред. от 17.11.2017) (далее — Приказ N 52н), и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос не относится к приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения бюджетным учреждением бухгалтерского учета, Департамент обращает внимание, что подобные вопросы о порядке применения отдельных норм законодательства, распространяющихся на организации в части ведения бухгалтерского учета, следует направлять в виде запроса организации (бюджетного учреждения), оформленного надлежащим образом (на бланке организации (бюджетного учреждения), с подписью уполномоченного лица).

Вместе с тем сообщаем, что уточнения, внесенные пунктами 2.1, 3.1 — 3.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 194н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н» в формы Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) и Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032), Инвентарного списка нефинансовых активов (ф. 0504034), Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), направлены на приведение терминологии в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее — ТК РФ).

Обращаем внимание, что Приказ N 52н устанавливает унифицированные формы первичных учетных документов и бухгалтерских регистров, а также порядок их применения в целях ведения бухгалтерского учета организациями государственного сектора.

Наличие или отсутствие материальной ответственности, пределы (полная/ограниченная), случаи, условия наступления материальной ответственности и порядок возмещения работником (материально ответственным лицом) причиненного работодателю (наймодателю) прямого действительного ущерба сторон трудового договора определяются не положениями законодательства Российской Федерации о ведении бухгалтерского учета, а положениями раздела XI «Материальная ответственность сторон договора» ТК РФ.

В соответствии со статьей 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

При этом материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями.

Следует также учесть, что согласно статье 239 ТК РФ существуют обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, в частности, по причине неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Учитывая изложенное, при определении меры ответственности сторон трудового договора следует руководствоваться положениями ТК РФ либо иными федеральными законами.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

27.08.2018

Возврат к списку

Реклама