25 апреля 2024 года
Регистрация

ФАС России Письмо от 5 июля 2018 г. N СП/51294-ПР/18

В ДОПОЛНЕНИЕ

К МАТЕРИАЛАМ, НАПРАВЛЕННЫМ ПИСЬМОМ

ОТ 09.06.2018 N ИА/42894/18

В дополнение к методическим материалам, размещенным ФАС России на сайте в сети Интернет по адресу: http://plan.fas.gov.ru в разделе «Документы» и необходимым для исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N Пр-817ГС по итогам Государственного совета по развитию конкуренции, направляем справку о мерах, направленных на оптимизацию закупочной деятельности в субъектах Российской Федерации.

Предлагаемые меры могут быть использованы региональными и муниципальными заказчиками при осуществлении закупок для обеспечения недискриминационного доступа поставщиков к закупкам, увеличения доли закупок, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации конкуренции.

Указанная информация также размещена на сайте в сети Интернет по адресу: http://plan.fas.gov.ru в разделе «Документы».

С.А.ПУЗЫРЕВСКИЙ

Приложение

СПРАВКА

ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РФ

Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по развитию конкуренции, а также в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции, утвержденных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, которыми предусмотрено в том числе обеспечение прозрачности закупок, обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам, увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации конкуренции, ФАС России предлагает следующие меры по оптимизации закупок в субъектах Российской Федерации.

1. Проведение централизованных закупок и совместных закупок.

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления централизованных закупок. Суть централизованных закупок заключается в том, что закупки для нужд отдельных заказчиков (органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местных администраций, государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений) осуществляются не самими этими заказчиками, а одним уполномоченным государственным или муниципальным органом (уполномоченным казенным учреждением).

Основное преимущество централизованных закупок состоит в экономии бюджетных средств за счет оптимального формирования лотов (например, при централизованной закупке могут закупаться продукты питания для нужд сразу нескольких детских садов муниципального района, что обеспечивает более низкие цены, предлагаемые поставщиками, чем если бы проводилось много более мелких закупок самими детскими садами), а также в сокращении издержек самого закупочного процесса.

Кроме того, с помощью данной практики значительно снижается административная нагрузка на заказчиков за счет исключения дублирующих закупок, а также высокая квалификация специалистов уполномоченного органа позволяет избежать ошибок в закупочном процессе.

Главным преимуществом централизованных закупок для участников является содействие предотвращению нарушений законодательства, коррупционных проявлений за счет установления единых правил осуществления закупок, единых требований к участникам таких закупок и требований к закупаемой продукции в документации о закупке, инструкции по заполнению заявки, техническом задании, проекте контракта.

Установление единой формы документации о закупке для всех закупок, осуществляемых уполномоченным органом, также способствует упрощению участия в закупках.

2. Установление типовых технических заданий универсальных для всех заказчиков, типовых контрактов.

Одной из основных проблем в контрактной системе для заказчиков является правильное описание объекта закупки. Зачастую им приходится изучать большой объем информации, начиная с ГОСТов и технических характеристик приобретаемого товара и заканчивая требованиями технических регламентов. Но даже несмотря на это установленные требования не всегда являются правомерными.

Как правило, заказчиком в документацию о закупке включаются показатели, позволяющие определить соответствие товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

Зачастую у участников закупок возникают ошибки технического характера при заполнении и формировании заявок, в том числе в отношении конкретных показателей объекта закупки. В свою очередь, впоследствии такие заявки признаются несоответствующими требованиям документации.

Установление типовых технических заданий универсальных для всех заказчиков содержащих технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и разное описание одной и той же продукции, установление избыточных требований и ограничение количества участников закупки путем формирования технического задания под конкретного поставщика, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков.

Кроме того, типовые технические задания позволят снизить число ошибок при формировании заявок участниками закупки за счет унификации требований к объекту закупки, количество отклоненных заявок на участие в закупке, а также количество жалоб при проведении конкурентных процедур.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик самостоятельно разрабатывает и утверждает проект контракта с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и положений гражданского законодательства Российской Федерации.

Недостаточно проработанные условия контракта с точки зрения рисков его неисполнения со стороны поставщика в результате приводят к ненадлежащему исполнению контракта, недостижению целей осуществления закупок.

Утверждение типовых контрактов сократит количество нарушений в закупках, позволит унифицировать условия по исполнению контракта, а также будет способствовать обеспечению надлежащего качества исполнения контракта. Установление единых условий по исполнению контракта, особенно в части претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упрощает ведение претензионно-исковой работы и борьбу с недобросовестными поставщиками.

Кроме того, установление унифицированного порядка приемки закупаемых товаров, работ, услуг, а также пошагового порядка (рекомендации) по одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта исключит возможность злоупотреблений со стороны поставщика, оптимизирует работу заказчиков.

3. Внедрение стандартов закупочной деятельности по Закону 223-ФЗ.

В настоящее время Закон 223-ФЗ не содержит четкую регламентацию процедур закупок, осуществляемых не у субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок осуществления закупки, а также устанавливать требования к участникам закупки, что негативным образом отражается на прозрачности закупочных процедур и конкуренции при осуществлении закупок.

Указанные обстоятельства снижают эффективность расходования бюджетных средств и увеличивают риски коррупционных злоупотреблений при осуществлении закупок.

Вместе с тем Закон 223-ФЗ (ч. 2.1 ст. 2) позволяет субъекту РФ утвердить типовое положение о закупке для подведомственных ему заказчиков, что обеспечивает единообразие проведения всех процедур, упрощает систему контроля за закупками, снижает коррупционные риски.

Также ч. 6.1 ст. 5.1 Закона 223-ФЗ дает возможность субъекту РФ осуществлять ведомственный контроль за исполнением заказчиками требований нормативных правовых актов в сфере закупочной деятельности.

Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков, работающих по нормам Закона 223-ФЗ, позволит сформировать единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицировать способы закупки, установить требования к участником закупки, исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком, порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

Внедрение региональных стандартов позволит повысить эффективность расходования денежных средств, уровень конкуренции на закупках, а также снизить риски коррупционных злоупотреблений при осуществлении закупок.

Типовое положение о закупке может быть использовано в том числе в качестве инструмента поддержки СМП.

Следует отметить, что в 2015 году в целях повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников закупки, развития конкуренции ФАС России разработан Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, включающий предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности.

Стандарт закупок основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений Закона 223-ФЗ. Стандарт содержит основные подходы ФАС России к оценке закупочной деятельности заказчиков.

Стандарт не имеет статуса общеобязательного нормативного правового акта, вместе с тем может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.

4. Расширение доступа СМП к закупкам.

Закон 223-ФЗ рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке устанавливаются заказчиками самостоятельно, в связи с чем при подготовке заявки необходимо руководствоваться требованиями и формами документов, предусмотренными документацией о закупке, установленными заказчиками по своему усмотрению.

В настоящее время имеют место случаи установления заказчиками избыточных требований как к участнику закупки (например, о наличии связи с производителем или наличие опыта поставки товаров), так и к содержанию, оформлению заявки, обязательному наличию в ее составе справок, сертификатов, выписок, срок получения которых в уполномоченных органах сопоставим со сроком подачи заявок, что приводит к невозможности участия в такой закупке и сокращению количества участников закупки, влечет дополнительную административную нагрузку на участников закупки, а также отклонение заявок по формальным признакам.

В целях обеспечения доступности участия в торгах СМП и расширения возможностей СМП участвовать в закупках предлагаем на региональном уровне при разработке типового положения о закупке установить специальный режим осуществления закупок, участниками которых могут быть только СМП. В частности, предусмотреть единый ограниченный набор требований как к участнику закупки, так и к составу заявки.

Установление единых требований к составу заявки при проведении закупок среди СМП позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок, обеспечит расширение доступа СМП к закупкам, снизит коррупционные риски.

Возврат к списку

Реклама