25 апреля 2024 года
Регистрация

Минфин России Письмо от 3 октября 2018 г. N 03-03-06/1/71046

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 03.08.2018 и сообщает следующее.

По вопросу формирования резерва по сомнительным долгам

Согласно статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В соответствии со статьей 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Данные налогового учета должны отражать в том числе порядок формирования сумм создаваемых резервов.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода.

При принятии решения о формировании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли в учетную политику организации должны быть внесены соответствующие изменения. Следовательно, формирование указанного резерва для целей налогообложения может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.

По вопросу предельного размера резерва по сомнительным долгам

Согласно пункту 4 статьи 266 НК РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Таким образом, ограничение, указанное в данном положении статьи 266 НК РФ, относится к сумме резерва по сомнительным долгам. Следовательно, сумма данного резерва в течение налогового периода не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Из указанного следует, что сумма создаваемого организацией резерва по сомнительным долгам может быть меньше установленной предельной величины выручки.

По вопросу дополнительного акта инвентаризации дебиторской задолженности

На основании пункта 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Оформление иных документов для формирования резерва положениями статьи 266 НК РФ не предусмотрено.

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ

03.10.2018

Возврат к списку

Реклама