Минфин России Письмо от 3 октября 2018 г. N 02-07-05/70859
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос и сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не относится к приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения бюджетным учреждением бухгалтерского учета, Департамент обращает внимание, что подобные вопросы о порядке применения отдельных норм законодательства, распространяющихся на организации в части ведения бухгалтерского учета, следует направлять в виде запроса организации (бюджетного учреждения), оформленного надлежащим образом (на бланке организации (бюджетного учреждения), с подписью уполномоченного лица).
Вместе с этим сообщаем, что пунктом 68 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — СГС «Концептуальные основы») установлено, что в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть предоставлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.
Нормами гражданского права установлено различие между гражданско-правовыми отношениями, возникающими при аренде имущества и оказании услуг. Соответственно, дифференцирован подход в бухгалтерском учете по отражению данных фактов хозяйственной жизни.
Как указывает практика разрешения судами споров по гражданским договорам, название договора не определяет природу отношений и может частично или в полной мере не соответствовать существу возникающих отношений.
При этом, квалифицируя правоотношения сторон договора, необходимо исходить из признаков и содержания данного договора, а не из его формы.
Так, при аренде имущества у арендатора возникает самостоятельный объект бухгалтерского учета в составе нефинансовых активов: при операционной аренде — право пользования активом, при неоперационной (финансовой) аренде — основное средство. При этом находящийся в пользовании у арендатора (субъекта учета) актив должен контролироваться им.
При этом согласно статье 655 Гражданского кодекса Российской Федерации передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами.
В то время как под услугой в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Следовательно, при классификации факта хозяйственной жизни и определении нормативного правового акта, регулирующего ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании положений которого возникающие объекты бухгалтерского учета будут признаваться в бухгалтерском учете (СГС «Аренда» или иной нормативный правовой акт), следует исходить из экономической сущности сложившихся правоотношений по использованию имущества в совокупности с иными правами и обязанностями сторон по договору и в соответствии с иными распорядительными актами Собственника имущества, а не из формы договора.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
03.10.2018