Последние изменения в законодательстве

Разъяснения из первых уст

Подробные комментарии экспертов

Большой объем информации

Минфин России Письмо от 3 октября 2018 г. N 02-07-05/70859

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос не относится к приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения бюджетным учреждением бухгалтерского учета, Департамент обращает внимание, что подобные вопросы о порядке применения отдельных норм законодательства, распространяющихся на организации в части ведения бухгалтерского учета, следует направлять в виде запроса организации (бюджетного учреждения), оформленного надлежащим образом (на бланке организации (бюджетного учреждения), с подписью уполномоченного лица).

Вместе с этим сообщаем, что пунктом 68 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — СГС «Концептуальные основы») установлено, что в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть предоставлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

Нормами гражданского права установлено различие между гражданско-правовыми отношениями, возникающими при аренде имущества и оказании услуг. Соответственно, дифференцирован подход в бухгалтерском учете по отражению данных фактов хозяйственной жизни.

Как указывает практика разрешения судами споров по гражданским договорам, название договора не определяет природу отношений и может частично или в полной мере не соответствовать существу возникающих отношений.

При этом, квалифицируя правоотношения сторон договора, необходимо исходить из признаков и содержания данного договора, а не из его формы.

Так, при аренде имущества у арендатора возникает самостоятельный объект бухгалтерского учета в составе нефинансовых активов: при операционной аренде — право пользования активом, при неоперационной (финансовой) аренде — основное средство. При этом находящийся в пользовании у арендатора (субъекта учета) актив должен контролироваться им.

При этом согласно статье 655 Гражданского кодекса Российской Федерации передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами.

В то время как под услугой в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.

Следовательно, при классификации факта хозяйственной жизни и определении нормативного правового акта, регулирующего ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании положений которого возникающие объекты бухгалтерского учета будут признаваться в бухгалтерском учете (СГС «Аренда» или иной нормативный правовой акт), следует исходить из экономической сущности сложившихся правоотношений по использованию имущества в совокупности с иными правами и обязанностями сторон по договору и в соответствии с иными распорядительными актами Собственника имущества, а не из формы договора.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

03.10.2018

Возврат к списку

ЖУРНАЛ
Реклама