Минфин России Письмо от 21 сентября 2018 г. N 02-07-10/67931
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос от 21 августа 2018 г. (далее — Запрос) и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 8 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — СГС «Основные средства») объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики (далее — забалансовые счета).
При этом согласно пункту 45 СГС «Основные средства» признание объекта основных средств в бухгалтерском учете в качестве актива прекращается в случае выбытия объекта имущества:
а) по основаниям, предусматривающим принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества;
б) при прекращении по решению субъекта учета использования объекта основных средств для целей, предусмотренных при признании объекта основных средств, и прекращении получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта основных средств;
в) при передаче в соответствии с договором аренды (имущественного найма) либо договором безвозмездного пользования в случае возникновения у получателя такого имущества объекта бухгалтерского учета в составе основных средств;
г) при передаче другой организации государственного сектора;
д) при передаче в результате продажи (дарения);
е) по иным основаниям, предусматривающим в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращение права оперативного управления имуществом (права владения и (или) пользования имуществом, полученным по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования).
В случае когда комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов установлено, что объект основных средств не соответствует критериям признания актива (невозможно использовать объект основных средств для целей, предусмотренных при его признании, и прекращено получение учреждением экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования объекта учреждением (эксплуатации объекта)), такое имущество подлежит отражению учреждением на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении».
Правилами принятия решения о списании имущества, установленными собственником, может быть предусмотрена обязанность учреждения согласовывать с уполномоченным государственным органом решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (аналогично положениям постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 «Об особенностях списания федерального имущества»).
В случае когда при рассмотрении решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о списании имущества в отношении объекта, который для учреждения не является активом, собственником (уполномоченным им государственным органом) принято решение, определяющее дальнейшее функциональное назначение такого объекта как актива (принято решение по передаче объекта в целях эксплуатации иным учреждением), такой объект подлежит восстановлению на балансовом учете.
Принимая во внимание указанную в запросе информацию об определении собственником целевой функции объекта основных средств, предусматривающей его передачу другому учреждению одного уровня бюджета с целью дальнейшей эксплуатации в составе основных средств, указанный объект признается по решению собственника активом и подлежит восстановлению на балансовом учете в составе основных средств.
В соответствии с пунктом 24 СГС «Основные средства» объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), — по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Согласно пункту 25 СГС «Основные средства» после признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости, а суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете обособленно.
В соответствии с положениями Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открываемых и заполняемых на соответствующие объекты основных средств на основании первичных учетных документов.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) отражаются информация о балансовой стоимости и сведения о начисленной амортизации основных средств.
При этом Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031) закрывается при выбытии объекта основных средств с балансового учета.
На дату выбытия объекта основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) отражаются балансовая стоимость и сведения о начисленной амортизации.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (статья 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N
Принимая во внимание положения пунктов 24 и 25 СГС «Основные средства», восстановление в учете объекта имущества следует отражать по балансовой стоимости и сумме начисленной амортизации такого объекта на дату его выбытия с балансового учета, указанным в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) данного объекта.
Дополнительно обращаем внимание, что доначисление амортизации за период нахождения объекта на забалансовом счете не производится.
2. В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания подлежат отражению по коду бюджетной классификации 000 1 13 02992 02 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации».
Учитывая изложенное, для целей отражения в бухгалтерском учете указанных доходов необходимо применять подстатью 134 «Доходы от компенсации затрат» классификации операций сектора государственного управления (счета 1 209 34 560, 1 401 10 134).
При этом в соответствии с новой редакцией пункта 78 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее — Инструкция N 162н), подготовленной в рамках внесения изменения в Инструкцию N 162н, начисление иных доходов, в том числе полученных пожертвований, грантов, благотворительных (безвозмездных) перечислений, а также доходов от возврата остатков субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, образовавшихся в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 «Доходы экономического субъекта» (0 401 10 130, 0 401 10 152, 0 401 10 153, 0 401 10 180).
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
21.09.2018