Минфин России Письмо от 6 ноября 2018 г. N 24-06-08/79659

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Минфин России в связи с поступающими вопросами о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) в части нового механизма обеспечения заявок на участие в закупках с использованием специальных счетов, открытых участниками закупок в банках, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р (далее — специальный счет, уполномоченный банк), взимания платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, обеспечения операторами электронных площадок применения на электронных площадках электронных подписей, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, сообщает следующее.

1. Об использовании специальных счетов для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Минфин России настоящим информирует, что согласно информации, представленной уполномоченными банками, а также операторами электронных площадок, оператором специализированной электронной площадки, по состоянию на 02.11.2018 участниками закупок открыто более 113 тысяч специальных счетов в целях обеспечения заявок на участие в закупках.

1.1. Об исполнении требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов в соответствии законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве о взыскании денежных средств участника закупки, внесенных на специальный счет.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в уполномоченных банках.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. При этом согласно части 2 статьи 7 Закона N 229-ФЗ указанные в части 1 статьи 7 Закона N 229-ФЗ органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

Частями 11 и 14 статьи 44 Закона N 44-ФЗ установлены специальные положения, предусматривающие «иммунитет» в отношении денежных средств, заблокированных в период проведения электронной процедуры, поскольку в отношении денежных средств, внесенных для обеспечения заявки, уполномоченный банк совершает блокирование, а впоследствии прекращает такое блокирование исключительно на основании соответствующего информационного сообщения от оператора электронной площадки.

Специальный характер указанных нормативных предписаний Закона N 44-ФЗ также следует из части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, исключений, предусмотренных, помимо указанной выше нормой ГК РФ, частью 2 статьи 7 Закона N 229-ФЗ.

Таким образом, положениями Закона 44-ФЗ предусмотрена «защита» денежных средств участника закупки на специальном счете от взыскания на период, начиная с блокирования и завершая прекращением блокирования денежных средств, внесенных на специальный счет для обеспечения заявки на участие в закупке.

1.2. О блокировании денежных средств на специальном счете участника закупки в случае расторжения договора банковского счета.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.

Согласно пункту 1.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее — Инструкция) закрытие счета осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов. При этом согласно пункту 8.5 Инструкции:

при наличии на банковском счете денежных средств на день прекращения договора банковского счета запись о закрытии соответствующего лицевого счета вносится в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств с банковского счета;

в случае прекращения договора банковского счета при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счете и при наличии денежных средств на счете внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств с банковского счета.

В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 44 Закона N 44-ФЗ блокирование денежных средств заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, установленного в соответствии с требованиями статьи 44 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 14 статьи 44 Закона N 44-ФЗ блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете участника закупки прекращается банком в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона N 44-ФЗ, и в порядке, определенном в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ.

Законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее — Постановление N 656), принятым в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, не предусмотрено прекращение блокирования денежных средств на специальном счете в случае расторжения договора банковского счета, в том числе по инициативе участника закупки.

На основании изложенного, учитывая положения пункта 8.5 Инструкции, расторжение договора банковского счета не влечет прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки, в связи с чем такое расторжение не оказывает влияния на обеспечение заявки на участие в закупке, для предоставления которого до расторжения договора банковского счета осуществлено блокирование требуемой суммы денежных средств.

1.3. О внесении на специальный счет денежных средств, полученных участником закупки в кредит.

Минфин России сообщает, что в настоящее время Законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе» не установлено ограничений в возможности внесения на специальный счет денежных средств, предоставленных участнику закупки в кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.4. Об открытии специального счета физическому лицу, являющемуся участником закупок.

Частью 1 статьи 27 Закона N 44-ФЗ установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением офшорной компании) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 846 ГК РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, уставом банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.

Минфин России сообщает, что Законом N 44-ФЗ предусмотрена возможность участия физических лиц в закупках. При этом новый механизм обеспечения заявок на участие в закупках с использованием специальных счетов не содержит ограничений в отношении физических лиц, являющихся участниками закупок.

2. О взимании оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ.

2.1. О предельном размере платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» (далее — Постановление N 564) установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее — плата).

Пунктом 2 Постановления N 564 утвержден предельный размер платы:

в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость;

в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ предельный размер такой платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тыс. рублей.

Согласно пункту 2 Правил взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, утвержденных Постановлением N 564 (далее — Правила), оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки самостоятельно устанавливает плату в размере, не превышающем предельный размер, установленный пунктом 2 Постановления N 564.

Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Таким образом, утвержденные пунктом 2 Постановления N 564 размеры являются предельными (максимальными), которые допускается взимать с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, в связи с чем, принимая во внимание, что Постановлением N 564 непосредственно не установлена взимаемая оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки цена (тариф), при установлении такими оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в соответствии с пунктом 2 Правил размера платы по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы налога на добавленную стоимость общий размер взимаемой платы не должен превышать 2 тыс. рублей.

2.2. О взимании платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, при проведении совместных конкурсов и аукционов.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Согласно части 5 статьи 25 Закона N 44-ФЗ порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов», совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ в отношении конкурсов или аукционов.

Пунктом 1 Постановления N 564 установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Согласно части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ электронной процедурой является проводимый в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закрытой электронной процедурой является проводимый в электронной форме закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

На основании изложенного при проведении совместного конкурса или аукциона плата взимается с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, однократно вне зависимости от количества контрактов, подлежащих заключению каждым заказчиком.

2.3. О начале взимания платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ.

Согласно пункту 2 Правил информация о размере платы не позднее одного дня со дня его утверждения подлежит размещению в соответствии с предусмотренными пунктами 2 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ дополнительными требованиями к оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки и функционированию электронной площадки, специализированной электронной площадки в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 18 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением N 656, информация о размере платы подлежит обязательному размещению на сайте, функционирование которого обеспечивается программно-аппаратными средствами электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее — сайт электронной площадки), и в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) с указанием даты начала ее взимания.

Пунктом 3 Правил установлено, что при утверждении платы оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки устанавливают дату начала взимания такой платы. В случае неустановления оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки даты начала взимания платы такая плата подлежит взиманию со дня, следующего за днем размещения информации в соответствии с пунктом 2 Правил. При этом взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается и плата подлежит взиманию по результатам электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после дня начала ее взимания.

На основании изложенного, учитывая, что взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки при установлении даты начала взимания (в случае установления такой даты) платы при утверждении, изменении в соответствии с Правилами размера такой платы следует учитывать срок, необходимый для размещения информации о таком размере как на сайте электронной площадки, так и в ЕИС.

2.4. О взимании платы при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Законом N 223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 Дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — Постановление N 657), при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператором электронной площадки может взиматься плата за участие в конкурентной закупке в случаях и порядке, которые определены в соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ в Постановлении N 564.

Учитывая, что предельный размер платы, не превышающий 2 тыс. рублей Постановлением N 564 предусмотрен исключительно в отношении закупок, проводимых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается договор, в размере, не превышающем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость, по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в соответствии со статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ.

3. Об обеспечении операторами электронных площадок применения на электронных площадках электронных подписей, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно части 2 статьи 5 Закона N 44-ФЗ квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях Закона N 44-ФЗ, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Согласно части 1 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 целью и принципами регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок является, в том числе, обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена, другим государством-членом.

В настоящее время в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.08.2012 N 144 «Об утверждении Плана мероприятий по вопросу взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена Таможенного союза и Единого экономического пространства (Республики Беларусь или Российской Федерации), другим государством-членом Таможенного союза и Единого экономического пространства (Республикой Беларусь или Российской Федерацией) в целях исполнения соглашения о государственных (муниципальных) закупках» (далее — План, Решение N 144) обеспечивается признание электронной подписи, созданной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с пунктами 12 и 14 Плана операторы электронных площадок Сторон самостоятельно осуществляют авторизацию удостоверяющего центра Белорусской стороны на электронной площадке Российской стороны, разработку инструкций (регламентов) для поставщиков Сторон и размещение таких инструкций (регламентов) на сайтах операторов электронных площадок Сторон.

Согласно подпункту «в» подпункта 3 пункта 4.1 Соглашения о функционировании электронной площадки, заключенного 01.10.2018 в соответствии с пунктом 4 Постановления N 656 Минфином России и ФАС России с операторами электронных площадок (далее — Соглашение), оператор электронной площадки обеспечивает возможность применения на электронной площадке электронных подписей и сертификатов, в отношении которых в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществлены мероприятия по взаимному признанию электронной подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена соответствующего международного договора, другим государством-членом соответствующего международного договора, для использования в сфере государственных (муниципальных) закупок.

На основании изложенного, учитывая положения пунктов 12 и 14 Плана, а также принимая во внимание, что Соглашением, Постановлением N 656 не установлено специальных требований к порядку обеспечения такой возможности, операторы электронных площадок самостоятельно обеспечивают применение на электронной площадке электронных подписей, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе определяют порядок такого применения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

А.М.ЛАВРОВ

Возврат к списку

Реклама