Минфин России Письмо от 6 ноября 2018 г. N 24-06-08/79659
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
Минфин России в связи с поступающими вопросами о применении Федерального закона от 05.04.2013 N
1. Об использовании специальных счетов для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах, предусмотренных Законом N
Минфин России настоящим информирует, что согласно информации, представленной уполномоченными банками, а также операторами электронных площадок, оператором специализированной электронной площадки, по состоянию на 02.11.2018 участниками закупок открыто более 113 тысяч специальных счетов в целях обеспечения заявок на участие в закупках.
1.1. Об исполнении требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов в соответствии законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве о взыскании денежных средств участника закупки, внесенных на специальный счет.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона N
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N
В соответствии с пунктом 1 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
Частями 11 и 14 статьи 44 Закона N
Специальный характер указанных нормативных предписаний Закона N
Таким образом, положениями Закона
1.2. О блокировании денежных средств на специальном счете участника закупки в случае расторжения договора банковского счета.
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.
Согласно пункту 1.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N
при наличии на банковском счете денежных средств на день прекращения договора банковского счета запись о закрытии соответствующего лицевого счета вносится в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств с банковского счета;
в случае прекращения договора банковского счета при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счете и при наличии денежных средств на счете внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств с банковского счета.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 44 Закона N
Согласно части 14 статьи 44 Закона N
Законом N
На основании изложенного, учитывая положения пункта 8.5 Инструкции, расторжение договора банковского счета не влечет прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки, в связи с чем такое расторжение не оказывает влияния на обеспечение заявки на участие в закупке, для предоставления которого до расторжения договора банковского счета осуществлено блокирование требуемой суммы денежных средств.
1.3. О внесении на специальный счет денежных средств, полученных участником закупки в кредит.
Минфин России сообщает, что в настоящее время Законом N
1.4. Об открытии специального счета физическому лицу, являющемуся участником закупок.
Частью 1 статьи 27 Закона N
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N
В соответствии с пунктом 2 статьи 846 ГК РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, уставом банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.
Минфин России сообщает, что Законом N
2. О взимании оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N
2.1. О предельном размере платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N
В соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» (далее — Постановление N 564) установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее — плата).
Пунктом 2 Постановления N 564 утвержден предельный размер платы:
в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость;
в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N
Согласно пункту 2 Правил взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, утвержденных Постановлением N 564 (далее — Правила), оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки самостоятельно устанавливает плату в размере, не превышающем предельный размер, установленный пунктом 2 Постановления N 564.
Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Таким образом, утвержденные пунктом 2 Постановления N 564 размеры являются предельными (максимальными), которые допускается взимать с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, в связи с чем, принимая во внимание, что Постановлением N 564 непосредственно не установлена взимаемая оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки цена (тариф), при установлении такими оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в соответствии с пунктом 2 Правил размера платы по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N
2.2. О взимании платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N
Согласно пункту 5 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов», совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Законом N
Пунктом 1 Постановления N 564 установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
Согласно части 2 статьи 24 Закона N
На основании изложенного при проведении совместного конкурса или аукциона плата взимается с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, однократно вне зависимости от количества контрактов, подлежащих заключению каждым заказчиком.
2.3. О начале взимания платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона N
Согласно пункту 2 Правил информация о размере платы не позднее одного дня со дня его утверждения подлежит размещению в соответствии с предусмотренными пунктами 2 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона N
В соответствии с пунктом 18 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением N 656, информация о размере платы подлежит обязательному размещению на сайте, функционирование которого обеспечивается программно-аппаратными средствами электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее — сайт электронной площадки), и в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) с указанием даты начала ее взимания.
Пунктом 3 Правил установлено, что при утверждении платы оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки устанавливают дату начала взимания такой платы. В случае неустановления оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки даты начала взимания платы такая плата подлежит взиманию со дня, следующего за днем размещения информации в соответствии с пунктом 2 Правил. При этом взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается и плата подлежит взиманию по результатам электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после дня начала ее взимания.
На основании изложенного, учитывая, что взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки при установлении даты начала взимания (в случае установления такой даты) платы при утверждении, изменении в соответствии с Правилами размера такой платы следует учитывать срок, необходимый для размещения информации о таком размере как на сайте электронной площадки, так и в ЕИС.
2.4. О взимании платы при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Законом N
В соответствии с пунктом 5 Дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — Постановление N 657), при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператором электронной площадки может взиматься плата за участие в конкурентной закупке в случаях и порядке, которые определены в соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N
Учитывая, что предельный размер платы, не превышающий 2 тыс. рублей Постановлением N 564 предусмотрен исключительно в отношении закупок, проводимых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N
3. Об обеспечении операторами электронных площадок применения на электронных площадках электронных подписей, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N
Согласно части 1 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 целью и принципами регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок является, в том числе, обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена, другим государством-членом.
В настоящее время в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.08.2012 N 144 «Об утверждении Плана мероприятий по вопросу взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена Таможенного союза и Единого экономического пространства (Республики Беларусь или Российской Федерации), другим государством-членом Таможенного союза и Единого экономического пространства (Республикой Беларусь или Российской Федерацией) в целях исполнения соглашения о государственных (муниципальных) закупках» (далее — План, Решение N 144) обеспечивается признание электронной подписи, созданной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с пунктами 12 и 14 Плана операторы электронных площадок Сторон самостоятельно осуществляют авторизацию удостоверяющего центра Белорусской стороны на электронной площадке Российской стороны, разработку инструкций (регламентов) для поставщиков Сторон и размещение таких инструкций (регламентов) на сайтах операторов электронных площадок Сторон.
Согласно подпункту «в» подпункта 3 пункта 4.1 Соглашения о функционировании электронной площадки, заключенного 01.10.2018 в соответствии с пунктом 4 Постановления N 656 Минфином России и ФАС России с операторами электронных площадок (далее — Соглашение), оператор электронной площадки обеспечивает возможность применения на электронной площадке электронных подписей и сертификатов, в отношении которых в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществлены мероприятия по взаимному признанию электронной подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена соответствующего международного договора, другим государством-членом соответствующего международного договора, для использования в сфере государственных (муниципальных) закупок.
На основании изложенного, учитывая положения пунктов 12 и 14 Плана, а также принимая во внимание, что Соглашением, Постановлением N 656 не установлено специальных требований к порядку обеспечения такой возможности, операторы электронных площадок самостоятельно обеспечивают применение на электронной площадке электронных подписей, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе определяют порядок такого применения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
А.М.ЛАВРОВ