Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Минфин России Письмо от 19 октября 2018 г. N 02-07-10/75145

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо от 29.08.2018 по вопросу отражения в бюджетном учете сумм резервов предстоящих расходов и сообщает следующее.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции N 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов (далее — Резерв) предназначен счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов».

Порядок формирования Резервов (виды формируемых Резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Формирование сумм резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, в том числе при досудебном (внесудебном) рассмотрении (по претензионным разбирательствам), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы экономического субъекта» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» (пункт 124.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н).

Сумма отложенных обязательств, принимаемых к учету в составе Резервов, является оценочным значением и в случае их уточнения в результате сложившихся обстоятельств не является ошибкой (отражается корректирующей (обратной) корреспонденцией по дебету счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и кредиту 040120000 «Расходы экономического субъекта»).

В случае если обороты по формированию Резервов в отчетном периоде менее показателя по корректировке ранее (в прошлые отчетные периоды) принятых сумм Резервов, на отчетную дату возникают дебетовые остатки по счету 040160000 «Резервы предстоящих расходов» (могут возникнуть кредитовые остатки по соответствующим счетам аналитического учета счета 040120000 «Расходы экономического субъекта»).

Значение показателей по соответствующим счетам аналитического учета счета 140120000 отражается по соответствующим строкам (по соответствующим КОСГУ 200 «Расходы») Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). При этом показатели, отраженные со знаком «минус», в том числе в результате корректировочных записей оценочных значений (сумм Резервов), подлежат разъяснению в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

Следует отметить, что при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2019 года применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее — Стандарт).

В соответствии с пунктом 6 Стандарта значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитанное или приблизительно определенное, при отсутствии точного способа его определения является оценочным значением.

Корректировка оценочного значения, отраженного в бухгалтерском учете, бухгалтерской (финансовой) отчетности, вследствие изменения допущений, обстоятельств, информации, на основе которых были определены суммовые величины оценочных значений, не является исправлением ошибки и изменением учетной политики. Информация о таких корректировках не подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с пунктами 15 — 22 Стандарта (пункт 23 Стандарта).

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

19.10.2018

Возврат к списку

Реклама