Минфин России Письмо от 15 января 2019 г. N 03-04-06/1107
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 30.10.2018 по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, приобретаемых организацией для своих работников и членов их семей, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц
Согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые, в частности, за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N
При этом туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
С учетом изложенного на стоимость путевок, признаваемых туристскими с учетом положений Федерального закона от 24.11.1996 N
Вместе с тем суммы компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок для физических лиц, за исключением туристских, на основании которых им оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 9 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данным пунктом.
2. Страховые взносы
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.
Таким образом, учитывая, что на оплату стоимости туристических путевок работников не распространяется действие статьи 422 Кодекса, их стоимость подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В случае если организация приобретает туристические путевки непосредственно для членов семей работников, то данные выплаты, на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса, не признаются объектом обложения страховыми взносами, поскольку такая оплата осуществляется за физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
15.01.2019