Минфин России Письмо от 11 января 2019 г. N 02-06-05/541

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу выбытия с бухгалтерского учета объекта основных средств (технического средства организации дорожного движения (дорожного знака)), являющегося объектом особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения, и в рамках своей компетенции сообщает.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также практики их применения.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.

Положениями статьи 4 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Единые правила бухгалтерского учета для бюджетных учреждений (в частности, учета объектов основных средств, отнесенных к особо ценному имуществу учреждения) определены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы), федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»), Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 157н, Инструкция N 174н).

В соответствии с пунктом 36 СГС «Концептуальные основы» активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Прекращение признания (выбытие с балансового учета) объекта бухгалтерского учета осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из условий, при котором объект бухгалтерского учета подлежит признанию в бухгалтерском учете, а именно:

а) соответствие объекта бухгалтерского учета определению, установленному СГС «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) уверенности субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета;

в) возможности оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений СГС «Концептуальные основы» (пункт 47 СГС «Концептуальные основы»).

В соответствии с пунктом 45 СГС «Основные средства» прекращение признания объекта основных средств в бухгалтерском учете в качестве актива осуществляется в случае выбытия объекта имущества как по основаниям, предусматривающим принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества, так и в случае прекращения по решению субъекта учета использования объекта основных средств для целей, предусмотренных при признании объекта основных средств, и прекращения получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта основных средств.

Установление факта хищения указывает на прекращение владения, пользования и распоряжения имуществом (в том числе вследствие невозможности установления его местонахождения) помимо воли балансодержателя.

Учитывая вышеизложенное, при наличии документов, подтверждающих прекращение владения, пользования и распоряжения имуществом помимо воли балансодержателя, по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов признание объекта имущества в качестве объекта основных средств на соответствующем балансовом счете прекращается.

Обращаем внимание, что муниципальными актами органов местного самоуправления возможно определение порядка списания объектов муниципального имущества, однако установление порядка выбытия с бухгалтерского учета объектов основных средств, согласно Закону N 402-ФЗ, является исключительно компетенцией уполномоченного федерального органа — Минфина России и определяется федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

11.01.2019

Возврат к списку

Реклама