Минфин России ФНС России Письмо от 24 января 2019 г. N ЕД-4-15/1044
ФНС России, рассмотрев письмо ООО от 17.05.2018 по вопросу ведения книг покупок и книг продаж в электронном виде, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).
Форма книги покупок, применяемая при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление от 26.12.2011 N 1137).
В соответствии с пунктом 1 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение N 4 к Постановлению от 26.12.2011 N 1137), налогоплательщики ведут книгу покупок на бумажном носителе либо в электронном виде.
Согласно абзацу 2 пункта 24 (приложение N 4) Постановления от 26.12.2011 N 1137 книга покупок, составленная в электронном виде организацией за налоговый период, и дополнительные листы книги покупок, составленные в электронном виде за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура (в том числе корректировочный) до внесения в него исправлений, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации (уполномоченного им лица) при их передаче в налоговый орган в случаях, предусмотренных Кодексом.
Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью книгу покупок, составленную в электронном виде организацией, до направления ее в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В соответствии с абзацем 4 пункта 24 Постановления от 26.12.2011 N 1137 (приложение N 4) книга покупок и дополнительные листы книги покупок, составленные на бумажном носителе или в электронном виде, хранятся не менее четырех лет с даты последней записи.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Аналогичные правила ведения и хранения установлены и в отношении книг продаж, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение N 5 к Постановлению от 26.12.2011 N 1137).
Учитывая изложенное, при составлении и хранении книг покупок (книг продаж) в электронном виде у налогоплательщика отсутствует обязанность подписывать данные книги усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации (уполномоченного им лица) до их передачи в налоговый орган. В случае передачи книги покупок (книги продаж) в налоговый орган, в частности, при истребовании в рамках проведения камеральной налоговой проверки, данные книги подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, исполняющего функции руководителя организации на момент их передачи в налоговый орган.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
24.01.2019