Минтруд России Письмо от 1 февраля 2019 г. N 16-2/10/П-770
В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N
А.В.ВОВЧЕНКО
Приложение
ТИПОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА,
СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПРИОРИТЕТНЫХ
ПРОФЕССИЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКА ТРУДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
I. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N
1.2. Рекомендации разработаны в целях унификации подходов к разработке и реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года.
1.3. Рекомендации определяют основные направления мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, механизмы организации мероприятия и сроки представления информации о проведении мониторинга реализации указанных мероприятий.
1.4. Рекомендации содержат:
основные направления по разработке мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года и механизмы обучения;
возрастное ограничение целевой группы граждан, предпенсионного возраста являющихся участниками мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию;
рекомендуемый показатель для оценки эффективности мер, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года;
сведения об источниках финансирования.
1.5. Рекомендации определяют сроки представления мониторинга реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года.
II. Единые подходы к разработке и реализации мероприятий
по организации профессионального обучения и дополнительного
профессионального образования граждан предпенсионного
возраста на период до 2024 года
2.1 Софинансирование мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста осуществляется за счет иного межбюджетного трансферта из средств федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1759);
2.2. В целях разработки и реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатываются региональные программы (подпрограммы) по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста (далее — региональные программы), утверждаемые правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые могут включать следующие направления и задачи:
проведение анализа потребности в обучении граждан предпенсионного возраста и возможностей рынка образовательных услуг в сфере профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
определение и формирование перечня наиболее востребованных и приоритетных профессий (навыков, компетенций) на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста, как для работающих граждан, так и для граждан, ищущих работу;
формирование и актуализация банка образовательных программ для обучения граждан предпенсионного возраста в соответствии с перечнем наиболее востребованных профессий (навыков, компетенций);
организация профессиональной ориентации и профилирования граждан предпенсионного возраста по профессиям (навыкам, компетенциям) в целях подбора соответствующей программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
организация взаимодействия с работодателями с целью определения потребности в организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по профессиям (навыкам, компетенциям) для актуализации региональных программ на очередной год;
организация информирования граждан о возможности участия в программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
организация информирования работодателей о возможности участия в региональных программах (подпрограммах);
привлечение центров опережающей профессиональной подготовки на базе лучших профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, оснащенных современным оборудованием, для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста по наиболее востребованным и перспективным профессиям (реализуется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование»);
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста с использованием дистанционных современных средств информационного обеспечения и коммуникации;
участие в чемпионате профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс для людей старше
мониторинг трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование и граждан ищущих работу, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
другие направления.
2.3. Разработка региональной программы в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, программе «Содействие занятости населения», других программах) не предусмотрена реализация мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста.
2.4. Региональные программы рекомендуется разрабатывать на срок не менее трех лет.
2.5. Участниками региональных программ являются граждане предпенсионного возраста (лица в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно). При этом участниками региональных программ являются как работники организаций, проходящие профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения с целью прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве безработных, не могут являться участниками мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Безработные граждане проходят профессиональное обучение за счет средств субъектов Российской Федерации с привлечением средств субвенции из федерального бюджета для оплаты стипендии (на основании абз. 8) пункта 1 статьи
2.6. Информационные и образовательные услуги гражданам предпенсионного возраста могут оказываться, в том числе в электронном виде с использованием Общероссийской базы вакансий «Работа в России» и ее подсистемы — Общероссийской социальной сети деловых контактов Skillsnet.
2.7. В реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, в сфере образования, Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее — Союз «Ворлдскиллс Россия»), образовательные организации, работодатели.
2.8. Для организации обучения используются три основных механизма.
2.8.1. Первый механизм — обучение ищущих работу граждан, обратившихся в органы службы занятости населения и получивших направление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие лицензии на образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам и участвующие в соответствующих региональных программах (далее — образовательная организация, участвующая в региональной программе).
Этот механизм включает в себя следующие этапы:
гражданин предпенсионного возраста, желающий пройти обучение, обращается в органы занятости населения;
органами службы занятости с гражданином предпенсионного возраста проводится профессиональная ориентация и их профилирование по профессиям (навыкам, компетенциям) в целях подбора образовательной программы;
органы службы занятости населения выбирают из имеющихся в банке образовательных программ наиболее подходящий по уровню квалификации, форме и срокам обучения для гражданина вариант и заключают с гражданином и образовательной организацией соответствующие договоры на его обучение;
гражданин получает направление в образовательную организацию, участвующую в региональной программе.
По желанию субъектов Российской Федерации может быть реализован механизм образовательных сертификатов, когда заявитель самостоятельно определяется с вариантом образовательной программы из возможных вариантов и обращается в службу занятости для получения образовательного сертификата, позволяющего освоить соответствующую образовательную программу в пределах субъекта Российской Федерации в удобное время в любой из образовательных организаций, участвующих в Программе.
В этих целях органы службы занятости формируют рекомендуемый перечень образовательных организаций для граждан, получивших образовательные сертификаты в рамках региональных программ, для самостоятельного выбора образовательной организации.
Сертификат — именной документ, предоставляемый с целью прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования гражданам предпенсионного возраста и устанавливающий право на оплату услуг. В бланке сертификата указываются: регистрационный номер, срок действия, отчета использования (например ежеквартально), дата выдачи, фамилия, имя и отчество, стоимость сертификата цифрами и прописью, наименование направлений, на которых он реализуется (не обязательно это одна программа) и др. Обязательны: подпись руководителя органа службы занятости населения, должность и подпись сотрудника, выдавшего сертификат, подпись (с расшифровкой) получателя сертификата.
Сертификат выдается при наличии заключенного соглашения между получателем сертификата и представителем органа службы занятости. В соглашении указываются условия использования сертификата, проведение оплаты, контроль за результатом, адресные данные и др. Рекомендовано разработать форму отчета о реализации сертификата, например с квартальной периодичностью. Сумма сертификата рассчитывается в зависимости от направлений и видов образовательной программы.
Для незанятых граждан, ищущих работу, в период обучения предусмотрена выплата стипендии. Расчетный размер стипендии равен минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», увеличенному на районный коэффициент. Стипендия выплачивается ежемесячно за дни фактического обучения.
Обращаем внимание, что при расчете стоимости сертификата стипендия учитывается.
2.8.2. Второй механизм — обучение работников предпенсионного возраста по направлению работодателей. В целях развития профессиональных навыков (компетенций) работников предпенсионного возраста работодатель обращается в органы занятости населения для заключения соглашения об организации соответствующего обучения своих работников. Такой работодатель самостоятельно организует обучение в своем специализированном структурном образовательном подразделении, либо заключает соответствующий договор с образовательной организацией, участвующей в региональной программе.
Обращаем внимание, что структурные образовательные подразделения и образовательные организации должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
2.8.3. Третий механизм — организация процесса обучения граждан предпенсионного возраста по международным профессиональным стандартам с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». Гражданин, желающий пройти обучение по одной из профессий, заявленных Союзом «Ворлдскиллс Россия», обращается на специальный сайт Союза «Ворлдскиллс Россия» («Академия Ворлдскиллс») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При заполнении заявления гражданин проходит тестирование в целях определения уровня профессиональной компетенции, по результатам которого определяется образовательная программа.
По итогам обучения проводится экзамен и выдается отдельный документ — «Скиллс Паспорт» с «профилем профессиональных компетенций», который по желанию гражданина может использоваться при составлении резюме, которое автоматически размещается в Общероссийской базе вакансий «Работа в России».
2.9. Отбор граждан для участия в региональной программе.
2.9.1. Отбор занятых граждан осуществляется на основе информации, получаемой органами службы занятости от работодателей о статусе работника (относится ли данный гражданин к категории граждан предпенсионного возраста) на основании данных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, получаемых в рамках соглашений, заключенных в электронной форме между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и работодателями, от граждан предпенсионного возраста, ищущих работу, и самостоятельно обратившихся в органы службы занятости, или от органов Пенсионного фонда в рамках межведомственного взаимодействия с использованием системы межведомственного электронного документооборота.
2.9.2. Отбор незанятых граждан для участия в региональной программе с целью уточнения принадлежности их к категории граждан предпенсионного возраста, осуществляется на основе информации получаемой органами службы занятости от органов Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия с использованием системы межведомственного электронного документооборота.
2.9.3. Отбор граждан для участия в профессиональном обучении по международным профессиональным стандартам с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия» осуществляется на основе информации, получаемой Союзом «Ворлдскиллс Россия» от граждан предпенсионного возраста, которые имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.
2.10. Выбор образовательной организации осуществляется органами службы занятости на конкурсной основе в случае организации профессионального обучения по направлению органов службы занятости.
При этом обязательным требованием к образовательной организации должно быть наличие лицензии на образовательную деятельность.
С образовательными организации, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в Программе, заключаются договоры о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании граждан предпенсионного возраста. В договоре указываются сведения о наименованиях указанных организаций, программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, включая возможность организации дистанционного обучения, профессиях (специальностях), продолжительности обучения, виде обучения, сроке обучения, месторасположении, номерах контактных телефонов. Срок обучения может варьировать от 16 до 500 часов.
При организации профессионального обучения возможно использование дистанционного обучения. Многие образовательные организации рекомендуют этот вид обучения. Основным преимуществом дистанционного обучения является удобная и гибкая форма обучения. Дистанционное обучение позволяет обеспечить: экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учебы); снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений); возможность одновременного обучения большого количества учащихся; повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий и др.
2.11. По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения проводится экзамен, по итогам которого гражданам выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями, участвующими в региональной программе.
2.12. Первый и третий механизм организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста будут финансироваться в соответствии с заключенными соглашениями (договорами) с образовательной организацией, участвующей в региональной программе, и Союзом «Ворлдскиллс Россия» из средств, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджете субъекта Российской Федерации, при условии оказания услуг в полном объеме за фактический период обучения.
2.13. Во втором механизме организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования расходы на обучение работников предпенсионного возраста будут компенсироваться работодателю из средств, предусмотренных на реализацию региональной программы в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением (договором), при условии, что обучение будет проведено полностью, и, что прошедшие обучение работники сохранят занятость в отчетном году (за исключением случая, когда работник увольняется по собственному желанию). Факт сохраняющейся занятости таких работников будет отслеживаться органами службы занятости.
2.14. В рамках реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на период до 2024 года повторное обучение граждан предпенсионного возраста не допускается.
Обучение граждан предпенсионного возраста должно быть завершено до наступление возраста, дающего на право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
2.15. Финансовое обеспечение мероприятий региональной программы из федерального бюджета будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в Федеральном законе от 29 ноября 2018 г. N
2.16. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий, в обязательном порядке разрабатывает и утверждает порядок расходования средств по каждому избранному для реализации механизму организации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста.
2.17. Необходимо организовать учет участников региональной программы (реестр участников), который позволит избежать дублирования участия граждан в мероприятиях по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию при содействии органов службы занятости населения и при содействии Союза «Ворлдскиллс Россия», а также двойного финансирования. В реестр предлагается включать персонифицированные данные граждан предпенсионного возраста.
2.18. Необходимо обеспечить формирование перечня наиболее востребованных и приоритетных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста. В этих целях следует провести анализ регионального рынка труда и банка вакансий. Кроме того, при составлении указанного перечня рекомендуется использовать список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831, и ГИР «Справочник профессий».
При составлении перечня наиболее востребованных и приоритетных профессий на региональных рынках необходимо также учитывать высокий спрос на профессии и специальности на рынке труда, имея в виду:
высокую долю вакансий по конкретной профессии (должности) в общем числе вакансий на рынке труда субъекта Российской Федерации;
длительно наблюдаемое превышение числа вакансий по конкретной профессии (должности) над численностью безработных, состоящих на учете в органах службы занятости (рассчитывается следующим образом: в числителе сумма вакансий по конкретным профессиям, например швея, а в знаменателе численность безработных, состоящих на учете);
количество и перечень массовых профессий, специальностей (должностей) с высоким устойчивым спросом, в том числе для реализации социально-экономических проектов;
потребность работодателей в работниках, имеющих приоритетные профессии.
2.19. В целях формирования банка образовательных программ целесообразно на региональном уровне при участии органов службы занятости и органов в сфере образования согласовать на уровне субъекта Российской Федерации (или утвердить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) рекомендованный для использования перечень образовательных организаций и программ для организации профессионального обучения и дополнительного образования граждан предпенсионного возраста в соответствии с перечнем наиболее востребованных и приоритетных профессий (навыков, компетенций). Данный перечень необходимо разместить на сайтах в сети Интернет.
2.20. Мониторинг трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование и граждан ищущих работу, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, предлагается вести в электронном виде в виде реестра.
В реестр рекомендуется внести: ФИО участника, СНИЛС, дату рождения, уровень образования, место работы, профессию (должность), результаты тестирования, образовательную организацию и наименование образовательной программы рекомендованной для участника, количество часов обучения, номер направления на обучение или дополнительное профессиональное образование, номер договора (соглашения), сумма по договору (соглашению), номер сертификата, сумма по сертификату, трудоустроен после обучения и т.д.
Примерно такой же состав показателей рекомендовано запрашивать у работодателей являющихся участниками мероприятия. В обязательном порядке предлагаем запрашивать у работодателей по гражданам предпенсионного возраста СНИЛС, ФИО и дату рождения.
2.21. Учет закрепляемости на рабочих местах граждан предпенсионного возраста в отчетном году осуществляется на основании документального подтверждения занятости от граждан предпенсионного возраста или их работодателей, а также сведений органов Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия с использованием системы межведомственного электронного документооборота.
III. Рекомендуемый показатель для оценки
эффективности реализуемых органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации мероприятий
по организации профессионального обучения и дополнительного
профессионального образования граждан предпенсионного
возраста на период до 2024 года
3.1. Оценка эффективности реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года осуществляется ежегодно по нижеследующим показателям:
численность граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование (в размере установленного субъекту Российской Федерации показателя в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», пункт 20 абзац 1 Правил предоставления и распределения иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1759);
доля занятых в численности граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование (должна быть в размере не менее 85 процентов, пункт 20 абзац 2 Правил предоставления и распределения иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1759);
доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение (должна быть в размере не менее 85 процентов, абзац 9 специальной программы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N
3.2. Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным годом по утвержденной типовой структуре.