Минэкономразвития России Росстат Приказ от 25 февраля 2019 г. N 93

Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?

Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».

Автором может быть каждый.

Минэкономразвития России Росстат Приказ от 25 февраля 2019 г. N 93

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ЧИСЛЕННОСТИ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПО КАТЕГОРИЯМ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ

В целях информационного обеспечения реализации положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», во исполнение поручения, содержащегося в пункте 10 Перечня Поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1798 по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2012 г. N ОГ-П12-5559, реализации позиции 1.30.23 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методологические и организационные положения по проведению федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки.

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 24 января 2018 г. N 29 «О методологических и организационных положениях по проведению федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки в 2018 году».

Руководитель

П.В.МАЛКОВ

Утверждены

приказом Росстата

от 25.02.2019 N 93

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ЧИСЛЕННОСТИ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПО КАТЕГОРИЯМ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ

I. Цели и задачи федерального статистического наблюдения

Федеральное статистическое наблюдение численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки (далее — наблюдение) проводится в целях информационного обеспечения реализации положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Указы) и во исполнение поручения, содержащегося в пункте 10 Перечня Поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1798 по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2012 г. N ОГ-П12-5559, реализации позиции 1.30.23 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

Задачей проведения наблюдения является формирование официальной статистической информации о численности и уровне средней заработной платы категорий работников, определенных Указами.

II. Методологические положения проведения наблюдения

2.1. Общие положения

Наблюдение проводится начиная с отчета за I квартал 2013 года с квартальной периодичностью.

Наблюдению подлежат юридические лица (и их обособленные подразделения) государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и науки (по определенному перечню видов экономической деятельности).

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Все подразделения организации, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части организации, расположенные на разных территориях, отражаются как разные территориально обособленные подразделения.

Части организации, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение. Части организации, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.

Наблюдение проводится на основе сплошного метода.

2.2. Формы федерального статистического наблюдения

Сбор первичных статистических данных при проведении наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами посредством:

заполнения бланков форм федерального статистического наблюдения, утвержденных Росстатом;

заполнения XML-шаблонов, размещенных на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

передачи данных через спецоператоров (клиент web-сбора);

выгрузки данных из комплекса 1С-предприятие.

Бланки форм с указаниями по их заполнению утверждены приказом Росстата от 27.12.2018 N 781 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для проведения федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки» (далее — формы):

N ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала» — для сбора сведений от организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД 2 85, 85.1, 85.11, 85.12, 85.13, 85.14, 85.2, 85.21, 85.22, 85.22.1, 85.22.2, 85.22.3, 85.23, 85.3, 85.30, 85.4, 85.41, 85.41.1, 85.41.2, 85.41.9, 85.42, 85.42.1, 85.42.2, 85.42.9, 93.11, 93.12, 93.19;

N ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала» — для сбора сведений от организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД 2 59.11, 59.13, 59.14, 60, 60.1, 60.10, 60.2, 60.20, 90, 90.0, 90.01, 90.02, 90.03, 90.04, 90.04.1, 90.04.2, 90.04.3, 91.01, 91.02, 91.03, 91.04.1, 93.21, 93.29.2, 93.29.9;

N ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала» — для сбора сведений от организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД 2 72, 72.1, 72.11, 72.19, 72.19.1, 72.19.11, 72.19.12, 72.19.3, 72.19.4, 72.19.9, 72.2, 72.20, 72.20.1, 72.20.2;

N ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала» — для сбора сведений от организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД 2 87.3, 87.30, 87.9, 87.90, 88.1, 88.10;

N ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала» — для сбора сведений от организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД 2 86.1, 86.10, 86.2, 86.21, 86.22, 86.23, 86.90.1, 86.90.2, 86.90.4, 86.90.9.

По всем формам предусмотрено предоставление отчетов с учетом следующих кодов ОКОПФ: 3 00 00, 3 00 02, 3 00 03, 3 00 04, 7 51 01, 7 51 03, 7 51 04, 7 52 01, 7 52 03, 7 52 04, 7 53 00, 7 54 01, 7 54 03, 7 54 04. Из числа организаций, имеющих коды, входящие в группировку 30000, обследуются только государственные и муниципальные организации.

2.3. Перечень первичных статистических данных и методология

их заполнения

В наблюдении применяется унифицированный подход к показателям численности работников и сумм начисленной заработной платы и предусматриваются специализированные для каждого вида экономической деятельности группировки работников по категориям персонала.

В бланках форм отражены категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с Указами.

Предусмотрен сбор следующих первичных статистических данных:

средняя численность работников списочного состава (среднесписочная численность работников) и средняя численность внешних совместителей;

фонд начисленной заработной платы работников списочного состава, в том числе по внутреннему совместительству;

фонд начисленной заработной платы внешних совместителей;

состав фонда начисленной заработной платы работников списочного состава по источникам финансирования: средства бюджетов всех уровней, средства обязательного медицинского страхования, средства от приносящей доход деятельности;

состав фонда начисленной заработной платы внешних совместителей по источникам финансирования: средства бюджетов всех уровней, средства обязательного медицинского страхования, средства от приносящей доход деятельности.

В формах показатели фонда начисленной заработной платы заполняются нарастающим итогом (суммарно) за период с начала года, показатели численности работников — в среднем за период с начала года.

Среднесписочная численность работников за период с начала года определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев в этом периоде.

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора. При этом за каждый день истекшего периода с начала года необходимо распределить работников списочного состава по категориям персонала, суммировать по категориям начисленную за этот период заработную плату, исчислить среднесписочную численность работников по каждой категории. Это позволит отразить переход работника в течение отчетного периода из одной категории в другую.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

Не включаются в списочную численность работники:

принятые на работу по совместительству из других организаций;

выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера из других организаций;

переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу;

направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии;

подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.

Не включаются в среднесписочную численность следующие работники списочного состава:

женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам;

лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;

работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Работники, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, включая инвалидов, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы.

Лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя, учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.

Среднесписочная численность работников в организациях, работавших неполный месяц (например, во вновь созданных организациях), определяется путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы, на общее число календарных дней в отчетном месяце. К вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.

Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время.

Средняя численность внешних совместителей за период с начала года и за год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного периода.

В фонд заработной платы включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

При заполнении данных о численности работников списочного состава (среднесписочной численности работников) работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек (целая единица). При этом работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, учитывается один раз по месту основной работы. Сумма начисленного фонда заработной платы показывается с учетом оплаты труда по внутреннему совместительству, в том числе отдельно выделяется сумма, начисленная работнику за работу на условиях внутреннего совместительства. Если работник по основной работе относится к одной категории, а по внутреннему совместительству — к другой, чем основная работа, то он должен быть отражен один раз — по той категории, к которой относится его основная работа. По этой же категории отражается и суммарный заработок — за основную работу и за работу по внутреннему совместительству.

Работник, состоящий в списочном составе организации и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается один раз по месту основной работы, а начисленная ему заработная плата по трудовому договору и договору гражданско-правового характера — общей суммой в фонде заработной платы работников списочного состава по той категории, к которой относится его основная работа. При этом работа по договору гражданско-правового характера, заключенному работником списочного состава со своей организацией, рассматривается как внутреннее совместительство, и сумма вознаграждения за данную работу выделяется отдельно.

Если работник в отчетном периоде переходил из одной категории в другую, он учитывается в среднесписочной численности по обеим категориям пропорционально отработанному времени. Фонд заработной платы также отражается по каждой категории в соответствии с отработанным временем.

Если работник, переходящий из одной категории в другую, выполнял работу на условиях внутреннего совместительства, сумма заработной платы (вознаграждения) по внутреннему совместительству распределяется по обеим категориям основной работы пропорционально отработанному времени.

III. Организационные положения проведения наблюдения

3.1. Распределение функций по уровням управления

Распределение функций по подготовке наблюдения, сбору первичных статистических данных, их обработке, формированию агрегированной статистической информации и предоставлению итогов статистического наблюдения пользователям осуществляется следующим образом.

На федеральном уровне методологическое и организационное руководство работами по подготовке, проведению, обработке и получению итогов наблюдения обеспечивается Управлением статистики труда, Управлением организации проведения переписей и сплошных обследований и Управлением информационных ресурсов и технологий соответственно.

На федеральном уровне осуществляется:

разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти бланков форм и указаний по их заполнению;

разработка и размещение XML-шаблонов на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

разработка методологических и организационных положений по проведению федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки;

определение потребности в кадровых ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне;

финансовое обеспечение работ по подготовке и проведению наблюдения;

подготовка программных и технологических средств для обработки материалов и получения итогов наблюдения;

установка критериев для отбора перечня респондентов, подлежащих наблюдению, в АС ГС ОФСН (Автоматизированная система генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения);

организация проведения обработки и получение итогов наблюдения;

подготовка и публикация результатов наблюдения в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

доведение итогов наблюдения до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Росстата.

На территориальном уровне организация и сопровождение подготовки и проведения наблюдения обеспечивается территориальными органами Росстата, которые выполняют следующие мероприятия:

формируют перечень организаций-респондентов, в отношении которых проводится наблюдение, и при необходимости согласовывают его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере управления;

проводят мероприятия по актуализации перечня организаций-респондентов, в отношении которых проводится наблюдение;

предоставляют респондентам бланки форм с указаниями по их заполнению;

проводят подбор, наем и инструктирование лиц, привлекаемых на основе контрактов к выполнению на территориальном уровне работ по обработке первичных статистических данных;

осуществляют сбор первичных статистических данных по формам наблюдения;

осуществляют ввод и контроль первичных данных, передачу информации на федеральный уровень;

осуществляют подготовку публикационных материалов для предоставления пользователям и размещения на сайтах территориальных органов Росстата;

предоставляют органам местного самоуправления итоги очередного статистического наблюдения, а также списки организаций, не представивших сведения по формам наблюдения в территориальные органы Росстата.

Для содействия в организации и проведении работ на территориальном уровне предусмотрен наем лиц на основе контракта (инструктор территориального уровня).

3.2 Основные этапы подготовки и проведения наблюдения

На подготовительном этапе выполняются следующие работы:

1) на федеральном уровне — устанавливаются критерии для отбора перечня респондентов, подлежащих наблюдению, в АС ГС ОФСН;

На территориальном уровне в АС ГС ОФСН формируется каталог респондентов, подлежащих наблюдению;

2) определение потребности в кадровом и финансовом обеспечении на территориальном уровне. Распределение количества лиц, привлекаемых на основе контракта к подготовке и проведению наблюдения на территориальном уровне, по субъектам Российской Федерации производится в зависимости от количества респондентов, подлежащих наблюдению, по каждому субъекту Российской Федерации и утверждается приказом Росстата;

3) подбор, сроки работы, выполняемые функции и оформление договорных отношений с лицами, привлекаемыми для выполнения работ на территориальном уровне.

Период и сроки привлечения, используемые при заключении контрактов с лицами, привлекаемыми для подготовки и проведения наблюдения.

Категории привлекаемых лиц

Период выполнения работы

Инструктор территориального уровня

в течение 14 дней в период:

с 9 по 22 января <1>

в течение 14 дней в период:

с 9 по 22 апреля

в течение 14 дней в период:

с 9 по 22 июля

в течение 14 дней в период:

с 9 по 22 октября

--------------------------------

<1> Для работ по подведению итогов за отчетный год.

Выполняемые функции инструктора территориального уровня:

прохождение инструктажа по общей организации работы, в том числе по порядку проведения наблюдения;

осуществление сплошной проверки списков респондентов в статистической базе;

контроль за полнотой сбора отчетов;

обработка и формально-логический контроль первичных статистических данных;

принятие решений в нештатных ситуациях;

выгрузка проконтролированных отчетов на федеральный уровень;

осуществление информационного взаимодействия с федеральным уровнем обработки информации;

предоставление информации по обследованию органам местного самоуправления.

Продолжительность работы и условия выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению наблюдения на территориальном уровне, устанавливаются с учетом лимитов бюджетных обязательств на подготовку и проведение наблюдения;

4) разработка форм федерального статистического наблюдения, которые состоят из бланков форм и указаний по их заполнению.

Разработка банков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению выполняется в следующем порядке:

разработка проектов бланков форм и указаний по их заполнению для групп респондентов в зависимости от классификации основного вида осуществляемой деятельности;

согласование проектов бланков форм и указаний по их заполнению с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Тиражирование форм федерального статистического наблюдения осуществляется на территориальном уровне.

IV. Обработка материалов наблюдения

4.1. Схема обработки материалов наблюдения

Предоставление респондентами первичных статистических данных по формам осуществляется на бумажных носителях или в электронном виде.

Приоритетным является предоставление сведений в электронном виде. XML-шаблоны форм размещаются на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.gks.ru/metod/unif-form.html.

Заполнение шаблонов форм осуществляется с использованием программного обеспечения:

спецоператоров;

1С-предприятие;

размещенного на сайте Росстата для использования при on-line заполнении шаблонов.

Для обработки материалов наблюдения Росстатом создан Программный комплекс (ПК ОТКР).

В результате обработки материалов наблюдения — на федеральном уровне создается база микроданных и база готовых документов (база регламентных таблиц).

Функции обработки наблюдения распределены на территориальном и федеральном уровнях.

На территориальном уровне осуществляется:

ввод первичных данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных данных;

прием первичных статистических данных, заполненных респондентами в электронном виде с использованием XML-шаблонов;

прием первичных статистических данных, заполненных респондентами в электронном виде с использованием программного обеспечения 1С-предприятие и XML-шаблонов;

прием первичных статистических данных, заполненных респондентами в электронном виде с использованием программного обеспечения спецоператора и XML-шаблонов;

формирование информационного массива первичных данных (первичного информационного фонда) на основе сведений, полученных на бумажных носителях и в электронном виде;

формирование списка организаций, не представивших сведения по формам наблюдения.

Сроки передачи информации из территориальных органов Росстата на федеральный уровень по группам территорий:

Отчетный период

Сроки передачи информации

январь — декабрь

на 9 день

I квартал

(I, II группы территориальных органов Росстата)

I полугодие

9 месяцев

на 11 день

(III группа территориальных органов Росстата)

На федеральном уровне производится:

контроль поступивших от территориальных органов Росстата информационных массивов первичных данных текущего наблюдения и формирование объединенного информационного фонда первичных данных по субъектам Российской Федерации;

загрузка информационного ресурса первичных данных очередного обследования в базу федерального уровня;

загрузка в базу федерального уровня информации об оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по субъектам Российской Федерации (разработчику программного обеспечения Управлением статистики труда Росстата предоставляется файл «Оценка.xlsx); о среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъектам Российской Федерации (разработчику программного обеспечения Управлением статистики труда Росстата предоставляется файл «Доход.xlsx») для расчета показателей соотношений средней заработной платы категорий работников;

расчет по каждой обследованной организации показателей средней заработной платы по категориям работников, предусмотренным в бланках форм;

формирование сводной (агрегированной) информации в соответствии с макетами регламентных таблиц по показателям численности, фонда заработной платы, средней заработной платы работников социальной сферы и науки по категориям, исчисленным в соответствии с утвержденной методологией, за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев — отношения средней заработной платы категорий работников к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации; за год — к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации; состава фонда заработной платы работников по категориям по источникам финансирования в целом по России, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;

формирование публикационных материалов для предоставления пользователям и размещения на официальном сайте Росстата.

V. Формирование официальной статистической информации

и предоставление пользователям

5.1. Свод и группировка первичных статистических данных

По итогам наблюдения формируются сводные (агрегированные) данные по следующим показателям:

уровень средней заработной платы работников соответствующей категории в организациях государственной и муниципальной форм собственности;

отношение средней заработной платы категорий работников за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев — к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации; за год — к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

численность работников соответствующей категории в организациях государственной и муниципальной форм собственности;

фонд начисленной заработной платы работников соответствующей категории в организациях государственной и муниципальной форм собственности;

состав фонда начисленной заработной платы работников соответствующей категории в организациях государственной и муниципальной форм собственности по источникам финансирования (средства бюджетов всех уровней, средства обязательного медицинского страхования, средства от приносящей доход деятельности).

Данные формируются по следующим категориям работников, определенным Указами:

1) педагогические работники дошкольных образовательных организаций;

2) педагогические работники образовательных организаций общего образования, в том числе учителя;

3) педагогические работники организаций дополнительного образования детей;

4) преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования;

5) преподаватели образовательных организаций высшего образования;

6) врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг);

7) средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг);

8) младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг);

9) социальные работники;

10) работники учреждений культуры;

11) научные сотрудники;

12) педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Свод и группировка первичных статистических данных о численности и фонде начисленной заработной платы, а также расчет показателя средней заработной платы работников социальной сферы и науки по категориям осуществляется в следующих разрезах:

1) по России и субъектам Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

2) по муниципальным образованиям в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО) на уровне муниципальных районов и городских округов (уровень 2);

3) по типам учреждений в соответствии с локальными перечнями, предусмотренными в указаниях по заполнению отдельных форм;

4) по формам собственности в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности (ОКФС);

5) по ведомственной подчиненности в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

5.2. Методология расчета показателя средней заработной

платы по категориям работников

Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р в составе Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы (приложение N 5 к Программе).

Расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.

Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Данные по территориально обособленным подразделениям учреждений (в том числе филиалам) включаются в сводные итоги по тому субъекту Российской Федерации, на территории которого осуществляют деятельность эти подразделения.

5.3. Расчет соотношений средней заработной платы

по соответствующей категории работников

Отношение средней заработной платы по соответствующей категории работников за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев — к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации; за год — к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации рассчитывается путем деления средней заработной платы по данной категории работников, исчисленной в соответствии с порядком, приведенным в подразделе 5.2 настоящих положений, на соответствующий индикатор по субъекту Российской Федерации и умножением полученного результата на 100%.

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений сопоставляется со средней заработной платой в сфере общего образования, средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей — со средней заработной платой учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для формирования показателя «Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации» предусмотрена выгрузка из ЦСОД по форме N П-4 показатель «Среднемесячная заработная плата работников» по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек, по локальному коду ОКВЭД2 85.01.03.АГ «Деятельность в сфере общего образования, кроме дошкольного образования» по виду 2 (чистый вид деятельности).

Средняя заработная плата учителей в субъекте Российской Федерации для расчета соотношения со средней заработной платой педагогических работников учреждений дополнительного образования детей исчисляется по итогам настоящего наблюдения по учреждениям государственной и муниципальной форм собственности в соответствии с порядком, приведенным в подразделе 5.2 настоящих положений.

5.4. Представление официальной статистической

информации пользователям

Официальная статистическая информация, формируемая по итогам наблюдения, представляется в установленном порядке государственным органам Российской Федерации и органам местного самоуправления и распространяется путем ее размещения для бесплатного всеобщего доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.gks.ru на главной странице в рубрике «Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки» в разделе Официальная статистика/Рынок труда, занятость и заработная плата/Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки.

На официальном сайте Росстата размещается информация по субъектам Российской Федерации, формируемая по итогам наблюдения:

об уровне средней заработной платы работников соответствующей категории и отношении средней заработной платы работников соответствующей категории за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев — к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) и за год — к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации по формам собственности, субъектам Российской Федерации.

На официальных сайтах территориальных органов Росстата размещается информация по соответствующему субъекту Российской Федерации об уровне средней заработной платы работников соответствующей категории и отношении средней заработной платы работников соответствующей категории за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев — к оценке среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) и за год — к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации — по формам собственности, муниципальным образованиям (муниципальным районам и городским округам).

Предоставление пользователям официальной статистической информации по итогам наблюдения осуществляется в следующем порядке.

Росстат предоставляет в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральным органам исполнительной власти осуществляющим реализацию государственной политики в соответствующей сфере деятельности, а также другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации агрегированную информацию по субъектам Российской Федерации по формам собственности, типам учреждений в форме регламентных таблиц в электронном виде:

об уровне средней заработной платы работников соответствующей категории и отношении средней заработной платы работников соответствующей категории за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев — к оценке среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) и за год — к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации;

о численности работников по категориям и фонде начисленной заработной платы;

о составе фонда начисленной заработной платы работников соответствующей категории по источникам финансирования.

Кроме того, федеральным органам исполнительной власти по подведомственным организациям федеральной формы собственности представляется агрегированная информация в форме регламентных таблиц в электронном виде:

об уровне средней заработной платы соответствующей категории работников;

о численности работников по категориям, фонде начисленной заработной платы;

о составе фонда начисленной заработной платы работников соответствующей категории по источникам финансирования.

Территориальные органы Росстата представляют органам местного самоуправления агрегированную информацию по субъекту Российской Федерации, по формам собственности, муниципальным образованиям (муниципальным районам и городским округам) в форме регламентных таблиц в электронном виде:

об уровне средней заработной платы работников соответствующей категории и отношении средней заработной платы работников соответствующей категории за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев — к оценке среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности) и за год — к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации;

о численности работников по категориям и фонде начисленной заработной платы;

о составе фонда начисленной заработной платы работников соответствующей категории по источникам финансирования;

список учреждений, не представивших сведения о численности и оплате труда работников по категориям по формам федерального статистического наблюдения.

Возврат к списку

ЖУРНАЛ