25 апреля 2024 года
Регистрация

Минфин России Письмо от 5 февраля 2019 г. N 03-05-04-01/6827

Минфин России, рассмотрев письмо от 11.01.2019 о возможности установления налоговых преференций по налогу на имущество организаций и земельному налогу для федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, сообщает следующее.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество организаций и земельный налог относятся к региональным и местным налогам. Указанные налоги зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, являются существенными доходными источниками региональных и местных бюджетов.

На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части региональных и местных бюджетов должно быть сведено к минимуму.

Предоставление налоговых преференций на федеральном уровне должно основываться на результатах всестороннего анализа возможных социально-экономических последствий, поскольку это приведет к выпадающим доходам региональных (местных) бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации должна обеспечиваться в первую очередь за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне неэффективных льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и (или) местные бюджеты.

Аналогичные мероприятия по отмене отдельных установленных на федеральном уровне налоговых преференций по налогам предусмотрены Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 30 августа 2017 года).

Между тем законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при установлении налога на имущество организаций и земельного налога вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Таким образом, вопросы, касающиеся установления налоговых преференций по налогу на имущество организаций и земельному налогу, могут быть урегулированы на региональном (местном) уровне без внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения, в частности, земельные участки:

— изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

Подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, отнесены к землям, ограниченным в обороте. Кроме того, подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к изъятым из оборота земельным участкам относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.

Следовательно, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные на территории объекта всемирного наследия или государственного природного заповедника (национального парка), не являются объектом налогообложения земельным налогом.

А.В.МОИСЕЕВ

05.02.2019

Возврат к списку

Реклама