Минфин России Письмо от 5 марта 2019 г. N 03-12-11/1/14155
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 16.01.2019, и по вопросу наличия оснований признания взаимозависимыми лицами федерального государственного унитарного предприятия и государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — Корпорация), осуществляющей от имени Российской Федерации права собственника имущества этого государственного унитарного предприятия, сообщается следующее.
Статьей 2 Федерального закона от
В соответствии со статьями 1 — 3, 17 и 39 Федерального закона N
Корпорация — юридическое лицо, созданное Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Имущество Корпорации является ее собственностью и формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, субсидий из федерального бюджета, средств специальных резервных фондов Корпорации и имущества, созданного за их счет, добровольных отчислений и пожертвований, а также за счет имущества, полученного по иным основаниям, не запрещенным законодательством Российской Федерации.
Корпорация имеет ряд подведомственных ей федеральных государственных унитарных предприятий, включенных Президентом Российской Федерации в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества, акции которых подлежат передаче Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
В целях осуществления процедур передачи Корпорации федерального имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации Федеральным законом N
В связи с этим обращаем внимание, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с учетом положений пункта 1 указанной статьи в целях Кодекса признаются взаимозависимыми организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов.
В то же время пунктом 5 статьи 105.1 Кодекса предусмотрено, что прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми, что не исключает признания указанных в названном пункте организаций взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным статьей 105.1 Кодекса.
Для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса к иным основаниям признания российских организаций взаимозависимыми лицами относится в том числе наличие у организации полномочий по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации (подпункт 4 пункта 2 указанной статьи).
Вышеуказанные полномочия в отношении руководства федерального государственного унитарного предприятия, подлежащего преобразованию в акционерное общество, акции которого подлежат передаче Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, в переходный период осуществляются Корпорацией в соответствии со статьей 40 Федерального закона N
Вместе с тем назначение Корпорацией руководителя федерального государственного унитарного предприятия осуществляется от имени Российской Федерации в рамках реализации прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия и, таким образом, может рассматриваться как форма государственного контроля за деятельностью этого государственного унитарного предприятия.
Учитывая изложенное, полагаем, что назначение Корпорацией руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подлежащего преобразованию в акционерное общество, акции которого подлежат передаче Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, возможно приравнять к участию Российской Федерации в указанном государственном унитарном предприятии и, соответственно, не рассматривать в качестве иного основания признания российских организаций взаимозависимыми лицами для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
05.03.2019