Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

ФНС России Решение от 7 марта 2019 г. N КЧ-4-9/4131@

Федеральной налоговой службой получена апелляционная жалоба Акционерного общества «Х» (далее — АО «Х», Общество, Заявитель) от 29.12.2018 на решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы (далее — Межрегиональная инспекция) от 26.11.2018 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее — Решение).

Как следует из представленных материалов, Межрегиональной инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации АО «Х» по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года, представленной 25.04.2018 (далее — Декларация).

По результатам налоговой проверки Межрегиональной инспекцией составлен акт от 08.08.2018 и вынесено Решение, согласно которому Обществу предложено уплатить проценты в сумме 38 895 рублей, начисленные за необоснованное использование бюджетных средств, необоснованно возмещенных из бюджета в размере 639 665 рублей, и на основании пункта 1 статьи 109 Кодекса отказано в привлечении АО «Х» к налоговой ответственности.

Основанием для начисления процентов в размере 38 895 рублей послужило установление Межрегиональной инспекцией неправомерного принятия Обществом к вычету и возмещению из бюджета в заявительном порядке по Декларации НДС в сумме 639 665 рублей.

При этом Заявителем признаны нарушения, установленные Межрегиональной инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки Декларации, путем представления в Межрегиональную инспекцию уточненных налоговых деклараций по НДС за спорный период (далее — уточненные Декларации N N 1, 2).

АО «Х», не согласившись с Решением Межрегиональной инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу, в которой просит отменить Решение.

Общество со ссылками на положения Кодекса, судебную арбитражную практику в апелляционной жалобе отмечает, что начисление процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, должно осуществляться с учетом имеющейся у налогоплательщика переплаты.

В период с 10.05.2018 (дата возмещения НДС в заявительном порядке) и до момента представления уточненной Декларации N 2 АО «Х» имело переплату, что подтверждается актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и выпиской операций по расчету с бюджетом.

Заявитель считает, что при наличии указанных сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость основания для начисления процентов за использование необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств отсутствуют.

Федеральная налоговая служба, изучив доводы Заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав и оценив представленные материалы, отмечает следующее.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 7 статьи 176.1 Кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 Кодекса (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 Кодекса.

Пунктом 11 статьи 176.1 Кодекса предусмотрено, что обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

В силу пункта 24 статьи 176.1 Кодекса после подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктами 17 — 23 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются, начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Как следует из представленных материалов, Обществом 25.04.2018 представлена Декларация, в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета в размере 3 843 997 779 рублей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса АО «Х» представлено заявление от 25.04.2018 о применении заявительного порядка возмещения НДС в размере 3 843 997 779 рублей.

Межрегиональной инспекцией 04.05.2018 было вынесено решение о возмещении Обществу НДС в сумме 3 843 997 779 рублей.

АО «Х» 24.09.2018 представлена уточненная Декларация N 1, в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета в сумме 3 843 516 802 рубля.

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС в сумме 3 843 516 802 рубля АО «Х» не заявлено.

Обществом 22.11.2018 представлена уточненная Декларация N 2, в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета в сумме 3 843 358 114 рублей.

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС в сумме 3 843 358 114 рублей АО «Х» не заявлено.

Причиной представления уточненных Деклараций является устранение Заявителем нарушений, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки и отраженных в акте от 08.08.2018.

В связи с уменьшением Обществом суммы НДС, заявленного к возмещению из бюджета, Межрегиональной инспекцией на сумму необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств (639 665 рублей = 3 843 997 779 рублей — 3 843 358 114 рублей) в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса начислены проценты в размере 38 895 рублей.

Учитывая положения пункта 24 статьи 176.1 Кодекса, Федеральная налоговая служба признает действия Межрегиональной инспекции по начислению процентов в сумме 38 895 рублей соответствующими требованиям статьи 176.1 Кодекса.

В отношении довода Заявителя о неправомерном начислении процентов в связи с наличием переплаты по НДС Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Как отмечалось выше, согласно статье 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик, отвечающий требованиям, указанным в этой статье. Используя это право и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств. При этом наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от уплаты процентов, начисленных в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса, на суммы налога на добавленную стоимость, неправомерно полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке.

Указанный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.2012 N 9334/12.

При указанных обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет апелляционную жалобу АО «Х» без удовлетворения.

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ

Дата решения: 07.03.2019

Номер решения: КЧ-4-9/4131@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 176.1

Вид налога: НДС

Тема налогового спора: Правомерность начисления процентов на сумму налога на добавленную стоимость, неправомерно возмещенную в заявительном порядке, при наличии переплаты по указанному налогу

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик. Используя это право и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств. При этом наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от уплаты процентов, начисленных в порядке пункта 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налога на добавленную стоимость, неправомерно полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке.

Позиция налогоплательщика: Заявитель считает, что при наличии сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость основания для начисления процентов за использование необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств отсутствуют.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). В соответствии с пунктом 1 статьи 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 7 статьи 176.1 Кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 Кодекса (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 Кодекса. Пунктом 11 статьи 176.1 Кодекса предусмотрено, что обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

В силу пункта 24 статьи 176.1 Кодекса после подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктами 17 — 23 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются, начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя установила следующее.

Обществом 25.04.2018 представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года (далее — Декларация), в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса Обществом представлено заявление от 25.04.2018 о применении заявительного порядка возмещения НДС.

Межрегиональной инспекцией 04.05.2018 было вынесено решение о возмещении Обществу НДС в заявленной сумме.

Обществом 24.09.2018 и 22.11.2018 представлены уточненные Декларации N 1 и N 2, в которых заявлен НДС к возмещению из бюджета. Право на применение заявительного порядка возмещения НДС Обществом не заявлено. Причиной представления уточненных Деклараций является устранение Заявителем нарушений, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки и отраженных в акте от 08.08.2018.

В связи с уменьшением Обществом суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета, Межрегиональной инспекцией на сумму необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса начислены проценты. Учитывая положения пункта 24 статьи 176.1 Кодекса, Федеральная налоговая служба признает действия Межрегиональной инспекции по начислению процентов соответствующими требованиям статьи 176.1 Кодекса. В отношении довода Заявителя о неправомерном начислении процентов в связи с наличием переплаты по НДС Федеральная налоговая служба сообщила следующее. Как отмечалось выше, согласно статье 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик, отвечающий требованиям, указанным в этой статье. Используя это право и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств. При этом наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от уплаты процентов, начисленных в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса, на суммы налога на добавленную стоимость, неправомерно полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке. Указанный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.2012 N 9334/12. При указанных обстоятельствах Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.

Возврат к списку

Реклама