Минфин России Письмо от 15 февраля 2019 г. N 02-07-10/9733
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел предложения о способах определения справедливой стоимости объектов учета аренды (недвижимого имущества), используемых учреждениями субъектов Российской Федерации, направленные письмом от 29.12.2018, и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений и оценочной деятельности.
В части предложений о возможности определения справедливой стоимости земельных участков исходя из их кадастровой стоимости следует руководствоваться письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.02.2019 N Д23и-3709.
Вместе с тем Департамент обращает внимание.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, является государственной собственностью. Права собственников от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (в соответствии с возложенными на них полномочиями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Уполномоченные органы управления государственным имуществом вовлекают объекты имущества, принадлежащие полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в различные сделки, в частности принимая решения по предоставлению государственного имущества в пользование.
В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть предоставлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой (пункт 68 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»)).
С учетом изложенного формирование суждения о признании в бухгалтерском учете объектов учета аренды на льготных условиях должно основываться на решении уполномоченного органа управления государственным имуществом, предоставившего государственное имущество в пользование субъекту учета на определенные цели.
В соответствии с пунктом 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды, признаваемые в составе нефинансовых активов и возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.
Необходимо отметить, что положения СГС «Аренда» применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), и, соответственно, с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
В соответствии с пунктом 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.
Для целей бухгалтерского учета рыночной ценой является цена, которая может быть получена (уплачена) при продаже актива (в рассматриваемом случае — при заключении договора аренды на аналогичное имущество) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (пункт 57 СГС «Концептуальные основы»).
При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (пункт 59 СГС «Концептуальные основы»).
Таким образом, привлечение субъектами учета оценщиков для формирования справедливой стоимости объектов учета аренды на льготных условиях положениями СГС «Аренда» не предусмотрено.
Аналогичный порядок определен и положениями Инструкции N 157н.
При определении справедливой стоимости выпадающих доходов от арендных платежей при заключении договоров безвозмездного пользования, по мнению Департамента, возможно использование данных о сложившейся практике сдачи в аренду аналогичных объектов имущества в сравнимых обстоятельствах.
Например, в целях определения органом государственной власти, уполномоченным принимать решения по предоставлению помещений в возмездное (безвозмездное) пользование (на коммерческих рыночных условиях за плату), справедливой стоимости права пользования имуществом (расчета справедливой стоимости арендных платежей), возникающего на основании договора безвозмездного пользования, возможно руководствоваться информацией о стоимости арендной платы, предусмотренной за квадратный метр по аналогичным объектам имущества (помещениям), расположенным на территории одного муниципального образования, в котором находится объект имущества, предоставляемый в безвозмездное пользование.
По мнению Департамента, указанная информация может предоставляться учреждениям субъектов Российской Федерации по запросу в целях ее использования в качестве справедливой стоимости при передаче (получении) ими объектов государственной собственности в аренду либо безвозмездное пользование.
Обращаем внимание, что при определении справедливой стоимости арендных платежей необходимо руководствоваться принципом осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам — не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
15.02.2019