Минфин России Письмо от 4 марта 2019 г. N 02-07-10/14328
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел письмо от 18 января 2019 г. (далее — Письмо) и считает необходимым отметить следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем Департамент полагает необходимым сообщить.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) муниципальной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.
Единый порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Дзержинска, установлен постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 11 июля 2007 г. N 230 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Дзержинска» (далее — Постановление N 230) в целях повышения эффективности использования указанного имущества, формирования устойчивого источника доходной части городского бюджета.
Порядок передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование определен статьей 8 Постановления N 230. Согласно указанной статье муниципальное имущество предоставляется в безвозмездное пользование путем проведения торгов на право заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов на право заключения договора осуществляется на основании постановления администрации города после согласования с городской Думой.
В соответствии с пунктом 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды, признаваемые в составе нефинансовых активов и возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.
Необходимо отметить, что положения СГС «Аренда» применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), и, соответственно, с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н).
В соответствии с пунктом 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.
Для целей бухгалтерского учета рыночной ценой является цена, которая может быть получена (уплачена) при продаже актива (в рассматриваемом случае — при заключении договора аренды на аналогичное имущество) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (пункт 57 СГС «Концептуальные основы»).
При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (пункт 59 СГС «Концептуальные основы»).
Таким образом, привлечение субъектами учета оценщиков для формирования справедливой стоимости объектов учета аренды на льготных условиях положениями СГС «Аренда» не предусмотрено.
Следует отметить, что СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.
Примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 43 Федерального стандарта, утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, а не пункт 36. |
Согласно пункту 36 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), увеличение полезного потенциала активов за отчетный период, связанное с вкладами собственником (учредителем), для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не признается доходом.
В соответствии с пунктом 41 СГС «Концептуальные основы» имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).
Согласно пункту 58 СГС «Концептуальные основы» при определении справедливой стоимости предусматривается, что:
а) стороны (продавец (передающая сторона) и покупатель (правообладатель)), желающие совершить сделку, проинформированы об основных свойствах и характеристиках объекта сделки (актива, обязательства), его фактическом и потенциальном использовании, а положение покупателя (правообладателя) на рынке не является причиной для заключения сделки на вынужденных условиях;
б) продавец (передающая сторона) заинтересован в продаже (передаче) предмета (объекта) сделки на рыночных условиях по наилучшей цене, которую можно получить (уплатить), но не является продавцом, готовым удерживать объект сделки до получения ценового предложения, не являющегося обоснованным в текущих рыночных условиях;
в) факт хозяйственной жизни (операция, событие, сделка) совершается между несвязанными сторонами, каждая из которых действует независимо, то есть стороны сделки (продавец (передающая сторона) и покупатель (правообладатель)) не связаны отношениями, в результате которых устанавливаются нетипичные для рыночных условий цены.
Учитывая изложенное, в случае закрепления за муниципальными учреждениями имущества, составляющего муниципальную казну, на праве безвозмездного пользования в целях имущественного обеспечения их деятельности объектов учета аренды не возникает, положения СГС «Аренда» не применяются.
Необходимо отметить, что в соответствии с едиными правилами бухгалтерского учета отражение на счетах Единого плана счетов объектов учета в условной оценке — один объект, один рубль допускается в случае невозможности (отсутствия) получения данных о стоимости замещения объектов учета.
Обращаем внимание, что при определении справедливой стоимости арендных платежей необходимо руководствоваться принципом осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам — не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
04.03.2019