25 апреля 2024 года
Регистрация

Минфин России Письмо от 13 марта 2019 г. N 02-02-08/16259

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 21.02.2019 по вопросу осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.

Пунктами 1 — 3 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса определено, что внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Для главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита определен Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Принимая во внимание, что получатели средств бюджета исполняют как бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 162 Бюджетного кодекса (бюджетные полномочия получателей бюджетных средств), так и бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 160.1 Бюджетного кодекса (бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета), по мнению Департамента, в структурных подразделениях получателей бюджетных средств должен осуществляться внутренний финансовый контроль.

При этом пунктом 1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2016 N 356 (далее — Методические рекомендации), предусмотрено, что получатель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учетной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», если иное не предусмотрено порядком, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Вместе с тем в целях однозначного определения бюджетных полномочий получателей бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля подготовлены изменения в Бюджетный кодекс, предполагающие осуществление получателями бюджетных средств внутреннего финансового контроля (проект Федерального закона N 493988-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»).

По вопросу осуществления внутреннего финансового контроля в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности сообщаем.

Пунктом 20.1 Методических рекомендаций определено, что в случае передачи главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, получателями бюджетных средств полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, получателями бюджетных средств в соответствии с утверждаемыми ими картами внутреннего финансового контроля путем проведения контрольных действий, в том числе в отношении операций учета, осуществляемых в их структурных подразделениях, например, в части:

соответствия документов, в том числе передаваемых ими первичных учетных документов, требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;

своевременности передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверности этих данных;

правомочности совершения операций (наделения должностных лиц главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств правами по подписанию бюджетной отчетности, а также правами по оформлению фактов хозяйственной жизни);

данных, направленных в централизованную бухгалтерию в рамках соглашения о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и отраженных в бюджетной отчетности, сформированной централизованной бухгалтерией.

Главный администратор (администратор) бюджетных средств, получатель бюджетных средств в целях осуществления внутреннего финансового контроля вправе в рамках соглашения, на основании которого передано полномочие по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности (далее — Соглашение), запрашивать информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у централизованной бухгалтерии, осуществляющей в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Кроме того, бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем (главным бухгалтером) главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению учета, а также руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.

Таким образом, указанные должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль в части выполнения операции подписания бюджетной отчетности при исполнении внутренней бюджетной процедуры по составлению бюджетной отчетности.

По вопросу возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в централизованную бухгалтерию сообщаем.

В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по внутреннему финансовому аудиту, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822, внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с Порядком, которым может быть предусмотрено, что администратор бюджетных средств на основании соглашения вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств. При этом передача главными администраторами бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе в централизованную бухгалтерию, не предусмотрена.

Вместе с тем главный администратор (администратор) бюджетных средств в целях осуществления внутреннего финансового аудита вправе в рамках Соглашения запрашивать информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у централизованной бухгалтерии.

При этом в рассматриваемой ситуации внутренний финансовый аудит будет направлен на оценку надежности внутреннего финансового контроля, подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, а также на подтверждение достоверности бюджетной отчетности исходя из первичных учетных документов, направленных в централизованную бухгалтерию, и данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

13.03.2019

Возврат к списку

Реклама