Минфин России Письмо от 1 апреля 2019 г. N 03-14-11/22304
В дополнение к письму Минфина России от 25.03.2019 N 03-14-11/20080 и в связи с обращением от 06.03.2019 по вопросу осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд сообщаем.
Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При этом государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.
В этой связи необходимо отметить, что положениями Закона о контрактной системе для достижения основополагающих целей осуществления закупок, в том числе эффективного использования бюджетных средств, предусмотрен механизм нормирования, позволяющий обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства (функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические свойства, свойства надежности и безопасности, значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и реализации государственных (муниципальных) функций) или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 19 Закона о контрактной системе под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены правила осуществления нормирования с учетом максимальных значений характеристик, качеств, свойств и предельных цен на закупаемые товары, работы, услуги (Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утверждены постановлением от 20.10.2014 N 1084 (далее — Правила N 1084), Правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 N 927 (далее — Правила N 927)).
Приложениями N 2 Правил N 1084 и Правил N 927 утверждены предельные (максимальные) допустимые характеристики, нормативы цены и количества закупаемых транспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также категории должностей, на которые распространяются установленные значения.
Кроме того, необходимо отметить, что с учетом положений Бюджетного законодательства Российской Федерации в настоящее время предусмотрена возможность осуществления закупки только на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на очередной финансовый год и плановый период на принятие и (или) исполнение обязательств (лимитов бюджетных обязательств).
Учитывая вышеизложенное, заказчики закупают товары, работы, услуги в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом предельных (максимальных) значений характеристик, нормативов цены и количества, предусмотренных актами государственных органов, органов управления государственными внебюджетным фондами, муниципальных органов, утвержденными на основании правил нормирования в соответствии с положениями законодательства в сфере контрактной системы.
Вместе с тем необходимо отметить, что в сфере закупок товаров, работ, услуг осуществляется контроль уполномоченными органами за соблюдением требований положений законодательства в сфере контрактной системы, в том числе ведомственный.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи 102 Закона о контрактной системы предусмотрен общественный контроль.
Согласно части 1 статьи 102 Закона о контрактной системе граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с указанным Федеральным законом.
Вместе с тем представленные предложения будут приняты во внимание в рамках процесса по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере закупок при внесении соответствующих изменений.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы дополнительно сообщает, что указанные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации гражданин вправе направить посредством интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», расположенного по адресу: https://www.roi.ru.
Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
А.А.СМИРНОВ
01.04.2019