Минфин России Письмо от 8 мая 2019 г. N 02-09-06/33710

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо от 22.02.2019 по вопросу применения положений пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства.

Вместе с тем в связи с рассматриваемым вопросом полагаем возможным отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Предоставление субсидий указанным юридическим лицам урегулировано положениями статьи 78 БК РФ.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 78 БК РФ обязательным условием предоставления субсидий, предусмотренных данной статьей БК РФ, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В части условий, целей и порядка предоставления субсидий, за соблюдением которых в отношении юридических лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, могут производиться проверки главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предоставившего субсидии, и органа государственного (муниципального) финансового контроля, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объекты контроля) являются в том числе юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.

Учитывая, что поставщики (подрядчики, исполнители) по договорам, заключенным ФГУП в целях исполнения обязательств по Соглашению о предоставлении и целевом использовании субсидии (далее — Соглашение), не являются стороной Соглашения, по мнению Департамента, проверки в отношении их могут проводиться в части выполнения обязательств по указанным договорам (в которых поставщики (подрядчики, исполнители) и ФГУП являются сторонами).

Также отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, условия, цели и порядок предоставления субсидий содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам.

Нормативное правовое регулирование государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется в соответствии с разделом IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль» БК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере определен Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.

Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3 статьи 268.1 БК РФ).

Так, отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля), регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

08.05.2019

Возврат к списку

Реклама