Минфин России Письмо от 8 мая 2019 г. N 02-06-10/35753
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо от 8 апреля 2019 г. (далее — Письмо) по вопросу формирования бюджетной отчетности и сообщает.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правовые основы регулирования процедур создания юридических лиц и их реорганизации или ликвидации установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующими отраслевыми Федеральными законами.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на организационно-правовую форму государственных (муниципальных) органов власти как юридических лиц. Вместе с тем согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации на государственные (муниципальные) органы власти (органы местного самоуправления) распространяются нормы, определяющие особенности правового положения казенных учреждений.
Казенное учреждение является получателем бюджетных средств, имеющим право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Порядок проведения ликвидации казенных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования в отношении муниципального казенного учреждения согласно статье 19.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N
Как правило, такой порядок устанавливается нормативным правовым актом, в котором определяются процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений.
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) осуществляются участниками бюджетного процесса наряду с другими бюджетными полномочиями (полномочиями получателя бюджетных средств) при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса.
Следовательно, в случае реорганизации или ликвидации казенного учреждения (реорганизации или упразднения органа власти) — получателя бюджетных средств, который с точки зрения гражданского законодательства выступает в качестве юридического лица, бюджетная отчетность на дату реорганизации (ликвидации) формируется по всем осуществляемым на дату формирования отчетности бюджетным полномочиям.
При этом смена главного распорядителя бюджетных средств у казенных учреждений, подведомственных реорганизуемому (упраздняемому) органу власти, в связи с реорганизацией (упразднением) последнего не является для казенных учреждений реорганизацией. В связи с чем порядок формирования бюджетной отчетности указанных учреждений не должен измениться.
Следует отметить, что Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, а также формы бюджетной отчетности установлены Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее — Инструкция N 191н).
Инструкцией N 191н предусмотрено при формировании консолидированной отчетности главного администратора бюджетных средств включение в состав показателей консолидированной отчетности всей совокупности данных (с 1 января до 31 декабря (включительно) отчетного периода) бюджетной отчетности подведомственных ему на отчетную дату получателей бюджетных средств, в том числе в отношении которых подведомственность возникла в отчетном периоде.
Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации (упразднении) получателя бюджетных средств определены разделом VI Инструкции N 191н.
Общий порядок формирования консолидированной бюджетной отчетности определен пунктом 10 Инструкции N 191н. Особенности консолидации отдельных показателей форм бюджетной отчетности указаны в соответствующих пунктах Инструкции N 191н, описывающих порядок формирования данной формы отчетности.
При этом на дату реорганизации (упразднения) главный администратор бюджетных средств формирует отчетность главного администратора бюджетных средств (с 1 января до даты реорганизации (упразднения) отчетного периода, в котором завершаются процедуры реорганизации (упразднения)) без включения по состоянию на начало отчетного периода данных бюджетной отчетности получателей бюджетных средств, подведомственность которых на отчетную дату не сохранилась.
Расхождения данных отчетности главных администраторов бюджетных средств на начало отчетного года, связанные с изменением состава консолидируемых единиц (подведомственных получателей бюджетных средств), урегулируются соответствующими Сведениями бюджетной отчетности в составе Пояснительной записки.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, которая включает внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. При этом нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации не урегулировано направление контрольно-счетным органам бюджетной отчетности, сформированной на дату реорганизации (ликвидации), вне рамок представления годовой бюджетной отчетности для проведения внешней проверки.
Дополнительно сообщаем, что финансовым органом могут быть установлены для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета дополнительная периодичность представления бюджетной отчетности, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
08.05.2019