Минфин России Письмо от 22 мая 2019 г. N 02-09-09/37016
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение. Внимательно изучив предложения в части совершенствования контроля за использованием бюджетных средств и деятельности компаний с государственным участием, Департамент выражает благодарность за проявление активной гражданской позиции, вместе с тем сообщаем следующее.
В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уполномоченными органами осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.
Основы государственного (муниципального) финансового контроля регулируются положениями главы 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений — Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
При этом в соответствии с положениями статьи 269.1 БК РФ Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) наделено полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при санкционировании операций, к которым относятся:
контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
контроль за соответствием содержания проводимой операции коду вида расходов бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ установлен перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым в том числе относятся хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
Кроме того, Федеральным казначейством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляется казначейское сопровождение целевых средств в валюте Российской Федерации, указанных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Так, например, положениями статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлены особенности осуществления казначейского сопровождения, а также перечень целевых средств Российской Федерации, подлежащих казначейскому сопровождению.
Кроме того, в настоящий момент Минфином России совместно с Федеральным казначейством и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создана и продолжает развиваться государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — система «Электронный бюджет»).
Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
Архитектура системы «Электронный бюджет» в том числе включает в себя единый портал бюджетной системы Российской Федерации, разработанный в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетной системе Российской Федерации, бюджетах бюджетной системы Российской Федерации и финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, установленные действующим законодательством механизмы контроля за использованием бюджетных средств представляются достаточными.
Заместитель директора Департамента
С.С.БЫЧКОВ
22.05.2019