Минфин России Письмо от 27 мая 2019 г. N 02-02-05/38345

Минфин России Письмо от 27 мая 2019 г. N 02-02-05/38345

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо от 24.04.2019 по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.

Статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главный администратор (администратор) бюджетных средств) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Главный администратор (администратор) бюджетных средств осуществляет на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822 (далее — Рекомендации), принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.

Согласно пункту 12 Рекомендаций в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки в рамках осуществления внутреннего финансового аудита организуют и осуществляют должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств, которые:

не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

По мнению Департамента, в случае отсутствия возможности обеспечения функциональной независимости субъекта внутреннего финансового аудита в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств Порядком осуществления внутреннего финансового аудита, предусмотренным пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса и принятым администрацией города, могут быть установлены положения о возможности, способах и порядке передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Кроме того, в случае наличия серьезных штатно-организационных (наличие конфликта интересов и отсутствие возможности фактического обеспечения функциональной независимости подразделений внутреннего финансового аудита), кадровых (невозможность привлечения квалифицированных внутренних аудиторов) и финансовых ограничений у главных администраторов (администраторов) бюджетных средств возможно привлечение независимых экспертов в целях осуществления внутреннего финансового аудита, в том числе являющихся должностными лицами других главных администраторов (администраторов) средств бюджета города (за исключением должностных лиц органов муниципального финансового контроля города).

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

27.05.2019

Возврат к списку

ЖУРНАЛ

Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?

Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».

Автором может быть каждый.