Минфин России Письмо от 28 мая 2019 г. N 02-06-05/38836

Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?

Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».

Автором может быть каждый.

Минфин России Письмо от 28 мая 2019 г. N 02-06-05/38836

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 29.04.2019 по вопросу постановки на учет принятых в бессрочное пользование неисключительных прав на использование базы данных и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц.

Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица, сообщаем, что подобный запрос следует направлять надлежащим образом оформленным (на бланке органа государственной власти, органа местного самоуправления, с подписью лица, на то уполномоченного).

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.

Перечень результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность), приведен в части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, среди которых указаны программы для ЭВМ и базы данных.

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

В отношении программы для ЭВМ или базы данных правообладатель в течение срока действия исключительного права на них может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) может предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства по лицензионному договору в предусмотренных договором пределах (статья 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).

По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

Порядок учета организациями государственного сектора нефинансовых активов, относящихся к нематериальным активам, установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Условия отнесения объектов учета, предназначенных для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, к нематериальным активам определены положениями пункта 56 Инструкции N 157н. Для учета операций с нематериальными активами предназначен счет 010200000 «Нематериальные активы».

Если учреждением приобретаются неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ и базы данных), то в соответствии с пунктом 333 Инструкции N 157н для учета указанных неисключительных прав пользования предназначен счет 01 «Имущество, полученное в пользование». При этом учет на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» ведется в разрезе объектов имущества (имущественных прав), в рассматриваемом случае — с учетом объектов исключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.

Необходимо отметить, что согласно положениям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть предоставлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

Таким образом, классификация активов с точки зрения отнесения к конкретной группе (объекту) учета осуществляется учреждением самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, регулирующего порядок признания результатов интеллектуальной деятельности, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, и представленных первичных учетных документов.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

28.05.2019

Возврат к списку

ЖУРНАЛ