Минфин России Казначейство России Письмо от 28 мая 2019 г. N 07-04-05/21-10665
О НАПРАВЛЕНИИ
ОБОБЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В целях реализации положений пункта 12(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, Федеральное казначейство направляет обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации во 2 полугодии 2018 года, а также для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных недостатков и нарушений, либо, при необходимости, их своевременного устранения.
Р.Е.АРТЮХИН
Приложение
к письму Федерального казначейства
от ________ 2019 г. N ___
ОБЗОР
НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
В ОТНОШЕНИИ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА, РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ВО 2 ПОЛУГОДИИ
2018 ГОДА
В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во 2 полугодии 2018 года Федеральным казначейством выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее — ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета, в том числе ГРБС как получателями средств федерального бюджета.
1. Недостатки и нарушения при доведении бюджетных
данных в рамках организации исполнения федерального бюджета
по расходам
1.1. В нарушение требований, установленных абзацем третьим пункта 21.3 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 187н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 декабря 2016 г. N 223н) (далее — Порядок N 187н), одним из ГРБС изменения в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств внесены позже установленного срока.
1.2. В нарушение требований, установленных абзацем третьим пункта 21 Порядка N 187н, одним из ГРБС изменения в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств вместо утверждения подписывались уполномоченным лицом, которому предоставлено право первой подписи.
1.3. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 30 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, одним из ГРБС до субъекта Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств на строительство и реконструкцию инвестиционного проекта (укрупненный инвестиционный проект) расходным расписанием при отсутствии детализации мероприятий в федеральной адресной инвестиционной программе (пообъектное распределение бюджетных ассигнований).
2. Недостатки и нарушения при исполнении федерального
бюджета по расходам
2.1. В нарушение требований, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N
2.2. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N
выполненных работ на основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) по завышенной стоимости;
за фактически не выполненные работы.
2.3. В нарушение требований, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 29, абзацем первым пункта 44 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), работникам учреждения, осуществляющим выполнение работ вне места нахождения работодателя (дистанционно), одним из получателей средств федерального бюджета произведены выплаты при отсутствии документов, подтверждающих наличие сформированных работодателем заданий на выполнение работ и отчетов исполнителей о выполненных работах.
3. Недостатки и нарушения при предоставлении
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации (бюджетам
муниципальных образований)
3.1. В нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими правила предоставления субсидии (далее — Правила предоставления субсидии), одним из ГРБС предоставлены субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации при невключении объектов капитального строительства, расходные обязательства по строительству (реконструкции) которых софинансируются за счет средств федерального бюджета, в соответствующую региональную целевую программу развития субъекта Российской Федерации.
3.2. В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее — Правила N 999), Правилами предоставления субсидии, соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее — соглашение), отдельными ГРБС не осуществлялся контроль за исполнением субъектами Российской Федерации условий соглашений в части:
достижения показателей результативности использования субсидии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации графика выполнения мероприятий по строительству объекта капитального строительства;
соблюдения субъектами Российской Федерации обязательств по представлению (своевременному представлению):
— отчетов о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлялись субсидии из федерального бюджета;
— отчетов о достижении значений целевых показателей результативности;
— отчетов об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, предусмотренных условиями соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета;
представления достоверных данных субъектом Российской Федерации в отчетах о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлялись субсидии из федерального бюджета;
соблюдения субъектом Российской Федерации сроков возврата в федеральный бюджет неиспользованных остатков предоставленных межбюджетных трансфертов.
3.3. В нарушение требований, установленных абзацем восьмым пункта 20 Правил N 999, Правилами предоставления субсидии, соглашениями, отдельными ГРБС требования по возврату из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств:
в связи с недостижением субъектами Российской Федерации показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета направлены с нарушением установленного срока;
в связи с неисполнением субъектами Российской Федерации графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам не направлены.
3.4. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС в связи с применением недостоверных значений уровней расчетной бюджетной обеспеченности произведен некорректный расчет распределения средств субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства из федерального бюджета, что привело к некорректному распределению и предоставлению в 2017 году субсидий бюджетам 72 субъектов Российской Федерации.
3.5. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидий, одним из ГРБС не был установлен порядок оценки эффективности использования субсидии из федерального бюджета субъектами Российской Федерации.
3.6. В нарушение требований, установленных подпунктом 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС не утверждены формы отчета об исполнении условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также об эффективности ее расходования.
3.7. В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС принимались заявки о перечислении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации без представления выписок из законов субъектов Российской Федерации о бюджете субъектов Российской Федерации на 2017 год, предусматривающих бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации по софинансированию соответствующих мероприятий в объеме, необходимом для обеспечения предельного уровня софинансирования.
4. Недостатки и нарушения при предоставлении
субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам,
предоставленных из федерального бюджета, внесении взносов
в уставные капиталы юридических лиц
4.1. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС с организациями заключены договоры о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на проведение соответствующих работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов на основании представленных организациями документов, не соответствующих установленным требованиям, а именно, в бизнес-планах не указана доля объема производства и реализации инновационной продукции в общем объеме продукции, произведенной этими организациями.
4.2. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС при заключении в 2017 году с организациями договоров о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на проведение соответствующих работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов в такие договоры не включены положения о формах и сроках предоставления отчета о достижении показателей результативности реализации проекта и отчета о выполнении плана-графика реализации проекта.
4.3. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, договором о предоставлении субсидии из федерального бюджета, одним из ГРБС одной организации за один период дважды предоставлена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на приобретение соответствующей продукции.
4.4. В нарушение требований, установленных абзацем третьим пункта 2 статьи 78.1, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, проводимый отдельными ГРБС контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления субсидий из федерального бюджета, предоставляемых организациям, не обеспечил достижение установленных значений показателей результативности использования субсидии.
5. Недостатки и нарушения при формировании отчетности
о реализации государственных программ Российской Федерации,
в том числе об исполнении государственных заданий
федеральными бюджетными и автономными учреждениями
5.1. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, абзацами вторым, третьим пункта 37 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. N 927), одним из ГРБС как государственным заказчиком-координатором федеральных целевых программ отчетность о ходе реализации федеральной целевой программы представлялась в Министерство экономического развития Российской Федерации с нарушением установленных сроков.
6. Недостатки и нарушения при планировании
и осуществлении закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения федеральных нужд
6.1. Нарушения требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части обоснования закупок.
6.1.1. В нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 18, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками в планы-графики закупок включались закупки в отсутствие обоснования выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в отсутствие указания обоснования в графах 9, 10 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555.
6.1.2. В нарушение требований, установленных пунктом 4 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее — Правила N 555), отдельными заказчиками в Форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок отдельные графы заполнялись не полностью, так:
в графе 4 не указывалось полное наименование государственной программы Российской Федерации;
в графе 5 не указывалось полное наименование мероприятия государственной программы, наименование функции, полномочия государственного органа.
6.1.3. В нарушение требований, установленных пунктом 4 Правил N 555, отдельными заказчиками в Форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок включалась информация, не соответствующая информации, подлежащей включению в указанную форму в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2015 г. N 555, так:
в графе 6 в качестве обоснования соответствия объекта закупки мероприятию государственной программы не указывались конкретные мероприятия государственной программы либо указывалась недействующая государственная программа Российской Федерации;
в графе 7 не в полном объеме отражались сведения, предусмотренные указанной графой, не указывался правовой акт, устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг), в соответствии с которым осуществлялась закупка.
6.1.4. В нарушение требований, установленных пунктом 4 Правил N 555, отдельными заказчиками в графе 4 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок по отдельным объектам закупки указывалась начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК), не соответствующая НМЦК, отраженной заказчиком в графе 5 плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также произведенному заказчиком расчету НМЦК.
6.1.5. В нарушение требований, установленных пунктом 6 Правил N 555, в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, у отдельных заказчиков отсутствовало обоснование годового объема указанных закупок, в частности, не заполнялись графы 7 и 8 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.
6.1.6. В качестве недостатка в части планирования закупок можно отметить случаи, когда отдельными заказчиками в планы-графики закупок включались дублирующиеся закупки (одна и также закупка включалась в план-график закупок два раза), а также закупки услуг, которые в соответствии с возложенными на государственный орган полномочиями должны осуществляться им самостоятельно.
6.2. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части соблюдения правил нормирования.
6.2.1. В нарушение требований, установленных пунктом 16 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479, отдельными ГРБС не соблюдались сроки размещения в единой информационной системе в сфере закупок правовых актов об утверждении:
нормативных затрат;
требований к закупаемым федеральным государственным органом и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг).
6.2.2. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее — Правила N 1084), некоторыми заказчиками не разрабатывались и не утверждались отдельные индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативы цены и количества закупаемых товаров.
6.2.3. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Правил N 1084, устанавливаемые некоторыми заказчиками нормативы цены и количества закупаемых товаров не соответствовали установленным требованиям. Так, в утвержденных такими заказчиками отдельных индивидуальных (установленных для каждого работника) и (или) коллективных (установленных для нескольких работников) формируемых по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативах цены и количества закупаемых товаров:
отсутствуют показатели количества, цены или перечень закупаемых товаров;
показатели количества и цены закупаемых товаров и услуг не соответствуют приложению N 1 и приложению N 2 к Методике определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084;
показатели количества и цены закупаемых товаров установлены без разделения по категориям или группам должностей.
6.2.4. В нарушение требований, установленных пунктом 7 Правил N 1084, отдельными заказчиками разрабатывались и утверждались индивидуальные и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативы товаров, относящихся к основным средствам, без установления срока их полезного или фактического использования.
6.2.5. В нарушение требований, установленных пунктом 3 Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 (далее — Общие правила N 926), а также пункта 2 Правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 (далее — Правила N 927), отдельными заказчиками не разрабатывались и не утверждались правовые акты, устанавливающие требования к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее — ведомственный перечень).
6.2.6. В нарушение требований, установленных пунктом 2 Правил N 927, некоторыми заказчиками не утверждены отдельные требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им организациями, предусмотренными пунктом 1 указанных Правил, отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), предусмотренные обязательным перечнем отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), предусмотренным приложением N 2 к Правилам N 927.
6.2.7. В нарушение требований, установленных пунктом 8 Общих правил N 926, отдельными заказчиками в ведомственном перечне установлены избыточные потребительские свойства закупаемых товаров, работ, услуг (например, при установлении требований к товару «Мебель деревянная для офисов» (ОКПД2 31.01.12) для должностей гражданской службы, относящихся к ведущей группе должностей гражданской службы категории «руководители», указана характеристика обивочных материалов с предельным значением «кожа натуральная», что превышает предельное значение — «искусственная кожа», установленное в приложении N 2 к Правилам N 927, завышена предельная цена на мобильные телефоны, установленная в приложении N 2 к Правилам N 927).
6.3. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части обоснования НМЦК.
6.3.1. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками в планах-графиках закупок допускались следующие нарушения:
отсутствовали документы по обоснованию НМЦК;
НМЦК, указанная в плане-графике закупок, не соответствовала значению НМЦК, указанному в документах по ее обоснованию, в том числе в связи с некорректным изменением плана-графика закупок по результатам экономии (значение НМЦК было изменено после заключения контракта на меньшую сумму);
НМЦК, включенная в план-график закупок, не обоснована (например, обоснование (в том числе с применением метода анализа рынка) произведено после включения закупки в план-график закупок);
обоснование НМЦК (внесение НМЦК в план-график закупок) осуществлено некорректно (в том числе с арифметическими ошибками в расчетах, округлением (увеличением) цены до объема доведенных лимитов бюджетных обязательств по данному виду закупки).
6.3.2. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками для обоснования НМЦК использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые не исполнены или по которым взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
6.3.3. В нарушение требований, установленных пунктом 2 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками для обоснования НМЦК использованы источники информации, не являющиеся публичными офертами (то есть используемые предложения товара, работы, услуги не были обращены к неопределенному кругу лиц и не содержали все существенные условия контракта).
6.3.4. В нарушение требований, установленных частями 2, 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками включаемые в планы-графики закупок НМЦК установлены на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, неидентичных (неоднородных) планируемым к закупке, а также у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг (в том числе без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг).
6.3.5. В нарушение требований, установленных частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками включаемые в планы-графики закупок НМЦК установлены на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, полученной из одного источника информации (например, на основании одного коммерческого предложения, одного государственного контракта).
6.3.6. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками некорректно применены и (или) указаны методы обоснования НМЦК, предусмотренные частями 6 — 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, так:
при закупке услуг охраны отдельные заказчики для обоснования НМЦК применяют тарифный метод, тогда как цены и услуги охраны (как и услуги фельдъегерской связи) не подлежат государственному регулированию;
при закупке товаров, работ, услуг отдельные заказчики применяют иной метод обоснования НМЦК, тогда как в рассматриваемой ситуации применимы методы обоснования НМЦК, указанные в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе (например, при закупке товаров у единственного поставщика цена контракта определялась в соответствии с ценовым предложением этого же поставщика, при этом имелась такая возможность проведения анализа рыночных цен на идентичные либо однородные товары).
6.4. Нарушение требований, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н (далее — Порядок N 871н).
6.4.1. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе, пунктом 1 Порядка N 871н, отдельными заказчиками при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения Порядок N 871 не применялся.
6.4.2. В нарушение требований, установленных пунктом 2 Порядка N 871н, отдельными заказчиками при определении НМЦК применены оптовые надбавки с завышением предельной оптовой надбавки, установленной нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, НМЦК рассчитывалась без учета налога на добавленную стоимость и оптовой надбавки.
6.4.3. В нарушение требований, установленных пунктом 3 Порядка N 871н, отдельными заказчиками при расчете НМЦК цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов полностью или частично установлены без применения расчета средневзвешенной цены единицы лекарственного препарата, предусмотренного Порядком N 871н, а также с учетом налога на добавленную стоимость и оптовой надбавки (при применении методов, предусмотренных частями 2 — 6, 8 статьи 22 Закона о контрактной системе), средневзвешенная цена определена на основании контрактов на поставку планируемых к закупке лекарственных препаратов, заключенных заказчиком ранее, чем за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета.
6.4.4. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Порядка N 871н, отдельными заказчиками при расчете НМЦК планируемых к закупке лекарственных препаратов за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов не приняты минимальные значения цен, рассчитанных ими в соответствии с пунктом 3 указанного порядка.
6.4.5. В нарушение требований, установленных пунктом 6 (с учетом положений примечания 5) Порядка N 871н, отдельными заказчиками при проведении повторной закупки за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов приняты не минимальные значения цен, рассчитанных ими в соответствии с пунктом 3 данного порядка, а средние значения цен единиц планируемых к закупкам лекарственных препаратов.
6.5. В качестве недостатков при планировании и обосновании НМЦК установлены факты:
отсутствия расшифровки структуры и расчета затрат на закупку товаров, работ, услуг;
определения накладных расходов без их детализации и расчетов (при этом на практике выявляются случаи установления значительных накладных расходов (до 350 процентов от фонда оплата труда) без обоснования структуры и размера таких расходов);
использования информации о ценах товаров, работ, услуг, не соответствующей рыночным ценам идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам (завышение НМЦК);
использования для определения НМЦК информации о ценах товаров, работ, услуг, поступившей от аффилированных лиц (организаций, имеющих в составе учредителей одних и тех же лиц либо один и тот же адрес регистрации);
неполного описания характеристик объекта закупки, которое не позволяет установить рыночную стоимость планируемых к закупке товаров, работ, услуг.
Указанные недостатки при формальном соблюдении требований, установленных статьей 22 Закона о контрактной системе, создают риски завышения НМЦК и неэффективного расходования бюджетных средств.
6.6. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части исполнения контракта.
6.6.1. В нарушение требований, установленных частью 4 статьи 94 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками не проводилась экспертиза поставленных поставщиком (выполненных подрядчиком, оказанных исполнителем) результатов, предусмотренных контрактами.
6.6.2. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками вносились изменения в условия контракта, повлекшие поставку товара с ухудшенными характеристиками.
6.6.3. В нарушение требований, установленных частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее — Правила N 1042), а также условий заключенных контрактов, отдельными заказчиками:
не начислялись и не выставлялись пени в адрес поставщиков (исполнителей) за несоблюдение ими сроков исполнения обязательств по контрактам;
занижались суммы пени, выставляемые поставщикам (подрядчикам) за нарушение ими сроков исполнения обязательств по контрактам.
6.6.4. В нарушение требований, установленных частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 3 Правил N 1042, а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками не начислялись и не взыскивались с поставщиков штрафы за ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактами.
6.6.5. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками осуществлена приемка выполненных работ (их результатов), не соответствующих условиям контрактов.
6.6.6. В нарушение требований, установленных Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093 (далее — Положение N 1093), отдельными заказчиками в отчетах об исполнении государственных контрактов, отдельных этапов исполнения контрактов, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок:
недостоверно отражены результаты отдельных этапов исполнения контрактов, информация о поставленном товаре, выполненной работе (указана информация о размере авансового платежа, предусмотренного условиями контракта, отражена недостоверная информация о реквизитах документа, подтверждающего исполнение обязательства по оплате контракта (пункт 2 Положения N 1093);
не отражена информация о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений), о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий государственного контракта (пункт 27 Положения N 1093);
не отражена информация об изменении контракта в ходе его исполнения (пункт 28 Положения N 1093).
6.6.7. В нарушение требований, установленных частью 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, Положением N 1093, отдельными заказчиками после оплаты и подписания документов о приемке поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также после расторжения контрактов отчеты об исполнении государственных контрактов не размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо в нарушение пункта 3 Положения N 1093 размещены с нарушением установленного срока.
6.6.8. В нарушение требований, установленных частью 10 статьи 94 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками к отчету об исполнении государственного контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, размещенному заказчиком в единой информационной системе, не прикладывалось заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта.
7. Недостатки и нарушения при ведении
бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной
(бухгалтерской) отчетности
7.1. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 10 от 6 декабря 2011 г. N
7.2. В нарушение требований, установленных абзацем пятым раздела «Уведомление по расчетам между бюджетами (код формы 0504817)» главы 2 «Применение и заполнение форм первичных учетных документов» Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н (далее — приложение N 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации N 52н), одним из ГРБС Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817), формируемые по результатам исполнения бюджета за отчетный финансовый год по субъектам Российской Федерации, составлены с нарушением сроков (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года).
7.3. В нарушение требований, установленных абзацем первым раздела «Уведомление по расчетам между бюджетами (код формы 0504817)» главы 2 «Применение и заполнение форм первичных учетных документов» приложения N 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации N 52н, одним из ГРБС при оформлении операций по межбюджетным трансфертам, предоставляемым в форме субсидий и субвенций из федерального бюджета, в качестве первичного учетного документа применялись акты сверки между ГРБС и субъектами Российской Федерации, а не Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817).
7.4. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N
7.5. В нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Федерального закона N
7.6. В нарушение требований, установленных частью 4 статьи 8 Федерального закона N
7.7. В нарушение требований, установленных частью 4 статьи 8 Федерального закона N
7.8. В нарушение требований, установленных пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 13 Федерального закона N
7.9. В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 9 Федерального закона N
7.10. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N
Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
Отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
Сведениях об исполнении бюджета (ф. 0503164);
Сведениях о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503175).
8. Иные вопросы
8.1. В нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом «к» пункта 8 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, абзацами первым, четвертым пункта 3 Правил N 999, абзацем девятым пункта 16 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 582, одним из ГРБС в государственную программу Российской Федерации, предусматривающую предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятия, не включены правила предоставления и распределения в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на соответствующие мероприятия.