25 апреля 2024 года

Минфин России Письмо от 17 июня 2019 г. N 03-07-11/43986

В связи с письмом по вопросам налогообложения услуг по предоставлению объектов основных средств в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом пунктом 2 данной статьи ГК РФ предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ГК РФ в отношении договора аренды.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях главы 21 Кодекса оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией.

Пунктом 2 статьи 146 Кодекса определен перечень операций, не являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом услуги по передаче объектов основных средств в безвозмездное пользование автономным некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В отношении упомянутых в письме норм подпункта 3 пункта 3 статьи 39 и подпункта 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса отмечаем, что данные нормы в отношении услуг по предоставлению основных средств во временное пользование, в том числе оказанных безвозмездно, не применяются.

Что касается налога на прибыль организаций, то при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Так, в частности, подпунктом 16 пункта 2 статьи 251 Кодекса установлено, что к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Положения указанного подпункта пункта 2 статьи 251 Кодекса подлежат применению в случаях получения некоммерческими организациями на ведение своей уставной деятельности права безвозмездного пользования имуществом казны, если такое право было передано соответствующим решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указано целевое назначение передаваемого имущества.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Н.А.КУЗЬМИНА

17.06.2019

Возврат к списку

Реклама