25 апреля 2024 года

Минфин России Письмо от 16 июля 2019 г. N 02-07-10/52723

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос от 5 июня 2019 г. (далее — Запрос) и сообщает.

Примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 21 и 21.2 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

1. Положения пункта 21 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н) устанавливают, что аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражают:

1 — 17 разряды — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

18 разряд — код вида финансового обеспечения (деятельности);

19 — 21 разряды — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

22 — 23 разряды — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

24 — 26 разряды — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

При этом пунктом 21.2 установлено, что при ведении бюджетными и автономными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики бюджетным и автономным учреждением Рабочего плана счетов, содержащих в структуре номера счета:

в 15 — 17 разрядах — аналитический код вида поступлений — доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее — поступления), или аналитический код вида выбытий — расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований (далее — выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).

Вместе с этим пункт 2.1 приложения N 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н) устанавливает, что при ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики, отражаются:

в 1 — 4 разрядах номера счета — аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;

в 5 — 14 разрядах номера счета — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;

в 15 — 17 разрядах номера счета — аналитический код вида поступлений от доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее — поступления), или аналитический код вида выбытий по расходам, иным выплатам, в том числе по погашению заимствований (далее — выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);

в 24 — 26 разрядах номера счета — коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Дополнительно обращаем внимание, что положения пункта 2.1 Инструкции N 174н не устанавливают особого порядка отражения показателей в 15 — 17 разрядах номера счета по счетам аналитического учета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Учитывая изложенное, при отражении корреспонденций по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» следует руководствоваться общими положениями Инструкции N 174н.

2. В соответствии с пунктом 2 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее — СГС «Аренда»), СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

Принятие субъектом учета обязательств по содержанию имущества, полученного по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования, является обязательным условием для классификации объектов учета аренды (пункт 11 СГС «Аренда»).

Пунктом 68 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, установлено, что в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» план финансово-хозяйственной деятельности является обязательным документом финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой государственным (муниципальным) учреждением, который составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Требования).

Согласно Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения плановые назначения по поступлениям и выплатам учреждения указываются в разрезе источников финансового обеспечения.

Таким образом, право пользования активом, являющееся объектом учета операционной аренды, отражается пользователем объекта имущества в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета (счет 0 111 00 000 «Права пользования активами») с использованием кода вида финансового обеспечения (деятельности), по которому осуществляется содержание указанного объекта.

Примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 27 и 30 пункта 2 Приложения к Приказу Минфина России от 13.05.2019 N 69н, а не пункты 15 и 16.

3. Согласно пунктам 15 и 16 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 69н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет — http://www.minfin.ru в разделе «Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации») в положения пунктов 13.6 и 14.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее — Порядок), вносятся изменения, исключающие детализацию статей 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности» классификации операций сектора государственного управления в отношении расчетов по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных таможенным законодательством; платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование; взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц; поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов; недоимки, пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, а также иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.

При этом указанный в Запросе случай не относится к исключениям, вносимым изменениями в Порядок.

Учитывая изложенное, бухгалтерские операции по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражаются согласно Инструкции N 174н с учетом положений Порядка.

4. Согласно пункту 197 Инструкции N 157н счет 20500 «Расчеты по доходам» предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

При этом пунктом 220 Инструкции N 157н предусмотрено, что счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Дополнительно обращаем внимание, что Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений предусмотрен счет 20574 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами».

Учитывая изложенное, начисление доходов от реализации материальных запасов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов и т.п.) подлежит отражению на счете 20574 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами».

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

16.07.2019

Возврат к списку

Реклама