25 апреля 2024 года
Регистрация

Письмо Минфина России от 9 апреля 2021 г. № 02-06-10/26811

Вопрос: Об отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете и принятии бюджетных (денежных) обязательств по претензионным и исковым требованиям.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 апреля 2021 г. № 02-06-10/26811

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 09.03.2021 и сообщает.

В соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской — Федерации от 31.12.2016 № 256н, и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).

При этом пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена норма о недопущении пропусков или изъятий при регистрации в регистрах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета, в том числе обязательств и фактов хозяйственной жизни, их изменяющих.

Учитывая изложенное, в бюджетном учете субъекта учета бюджетные (денежные) обязательства необходимо отразить в момент возникновения требования к субъекту учета.

В целях равномерного включения расходов на финансовый результат субъекта учета по исполнению обусловленного законодательством Российской Федерации обязательства (требования) с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), имеющего на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования, которое оказывает или способно оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 30.05.2018 № 124н (далее — СГС «Резервы»), формируется резерв предстоящих расходов.

Одновременно с резервом предстоящих расходов формируются отложенные обязательства, величина которых определена на момент их принятия условно-расчетно и (или) не определено время (финансовый период) их исполнения.

В соответствии с положениями СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков на дату получения претензионного требования, по оспоримым претензионным требованиям, по которым субъектом учета предполагается досудебное урегулирование, или на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству — по оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета не предполагается досудебное урегулирование.

Порядок отражения указанных операций в бюджетном учете установлен Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).

Операции по принятию бюджетного обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств необходимо осуществлять в соответствии с пунктом 141.2 Инструкции № 162н.

При этом получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (подпункт 2 пункта 1 статьи 162, подпункты 3, 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В то же время Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 5 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 указанного Кодекса.

Пунктом 30 Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.08.2018 № 184н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств» определено, что главные распорядители (распорядители) (главные администраторы источников) доводят показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и (или) получателей (администраторов источников), за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также до начала очередного финансового года начиная с декабря текущего финансового года.

В то же время в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) предусматривающих перечисление этих средств в счет оплаты судебных издержек, увеличения подлежащих уплате казенным учреждением сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, а также социальных выплат (за исключением выплат, отнесенных к публичным нормативным обязательствам), установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 217 Кодекса).

Кроме того, обращаем внимание: отдельные корреспонденции, приведенные в обращении, не соответствуют положениям Инструкции № 162н.

Следует отметить: органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения, иные юридические лица направляют обращение на оформленном надлежащим образом бланке организации с установленным составом реквизитов, включая регистрационный номер документа, и подписанное лицом, уполномоченным на его подписание от имени организации.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

09.04.2021

Возврат к списку

Реклама