XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Письмо Минфина России от 5 мая 2023 г. № 03-02-06/41672

Вопрос: Об отнесении предоставления письменных разъяснений законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и НПА муниципальных образований о местных налогах и сборах к муниципальным услугам.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 мая 2023 г. N 03-02-06/41672

 

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Департамент налоговой политики направляет обращение от 21.04.2023 для дачи ответа заявителю по вопросам, отнесенным к компетенции.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, на Министерство не возложены функции по разъяснению положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).

Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.

Исходя из определения муниципальной услуги, приведенного в пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ, муниципальная услуга является деятельностью, которая осуществляется по запросам заявителей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ для целей применения Федерального закона N 210-ФЗ под заявителем понимается физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона N 210-ФЗ, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории "Сириус" дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (статья 19 Кодекса).

При этом под организациями для целей применения законодательства о налогах и сборах понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (статья 11 Кодекса).

Таким образом, круг лиц, которые имеют право на получение муниципальной услуги, гораздо уже, чем круг лиц, имеющих право на получение разъяснений законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах в соответствии с Кодексом (далее - разъяснения).

В связи с этим утверждение о том, что разъяснения являются муниципальной услугой, противоречит приведенным нормам Кодекса и безосновательно сужает круг лиц, имеющих право на разъяснения.

Кроме того, различен и механизм дачи разъяснений.

Так, в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ муниципальная услуга предоставляется на основании запроса.

Разъяснения же предоставляются не только на основании запроса конкретному участнику отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, но и неограниченному кругу таких участников.

Следует также отметить невозможность регламентирования налоговых правоотношений актами иной отраслевой принадлежности. В силу статей 2 и 34.2 Кодекса дача разъяснений применения законодательства о налогах и сборах является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах. Регулирование таких правоотношений актами иной отраслевой принадлежности противоречит приведенным нормам Кодекса.

На основании изложенного полагаем, что реализация предоставленных пунктом 2 статьи 34.2 Кодекса полномочий по разъяснению не является муниципальной услугой.

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

Возврат к списку

Реклама