XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Минфин России от 12 мая 2023 г. № 02-06-05/43434

Вопрос: О лицах (членах) комиссии по поступлению и выбытию активов в организации государственного сектора.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 мая 2023 г. № 02-06-05/43434

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 12.04.2023 по вопросу создания комиссии по поступлению и выбытию активов и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении запрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц по вопросам применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности государственных финансов, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что суть вопроса в обращении сводится к применению положений нормативных правовых актов при ведении организациями бюджетной сферы бухгалтерского учета (к вопросам профессионального суждения), обращаем внимание, что подобные вопросы следует направлять в виде запроса организации, оформленного надлежащим образом (на бланке организации), подписанного уполномоченным лицом, в адрес субъекта консолидации, принимающего отчетность от соответствующего субъекта учета.

Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.

Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта.

В рамках реализации положений Закона N 402-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации разработаны нормативные правовые акты, устанавливающие единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

В соответствии с пунктом 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов основных средств, а также выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

Департамент обращает внимание, что при организации ведения бухгалтерского учета руководителю экономического субъекта необходимо обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе при принятии решения о признании объектов основных средств и прекращении признания основных средств.

Согласно пункту 8 СГС "Основные средства" материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств, при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (критерии признания объекта основных средств).

При этом указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

Согласно пункту 46 СГС "Основные средства" при принятии решения об отражении выбытия с бухгалтерского учета объекта основных средств субъектом учета применяются следующие критерии прекращения признания объекта основных средств:

субъект учета не осуществляет контроль над активом, признанным в составе основных средств, не несет расходов и не обладает правом получения экономических выгод, извлечения полезного потенциала, связанных с распоряжением (владением и (или) пользованием) объектом имущества, отраженного в бухгалтерском учете в составе основных средств;

субъект учета не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом имущества, отраженного в бухгалтерском учете в составе основных средств, или в осуществлении его использования в той степени, которая предусматривалась при признании объекта имущества в составе основных средств;

величина дохода (расхода) от выбытия объекта основных средств имеет оценку;

прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом основных средств, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с выбытием объекта основных средств, имеют оценку.

С учетом изложенного члены Комиссии должны обладать знаниями (навыками), позволяющими оценить наличие (отсутствие) условий, соответствующих критериям признания объектов основных средств или критериям прекращения признания объектов основных средств. В частности, к таким лицам относятся сотрудники, обеспечивающие:

надлежащее содержание имущества;

эксплуатацию имущества;

оценку технического состояния имущества;

иные обязанности и навыки, направленные на обеспечение использования имущества в деятельности организации.

Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.

Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности государственных финансов, размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.


 

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

Возврат к списку

Реклама