Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А74-3431/08-Ф02-2902/09

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2009 г. № А74-3431/08-Ф02-2902/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 февраля 2009 года по делу № А74-3431/08 (суд первой инстанции - Гигель Н.В.)

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения Подсинского детского сада "Радуга" (далее - учреждение) единого социального налога (ЕСН) за 6 месяцев 2008 года в размере 6 898 рублей 51 копейка и 633 рублей 40 копеек пеней.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены частично, с учреждения взыскано 76 рублей 16 копеек пеней по ЕСН. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании пеней, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его в этой части отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, недоимка учреждения по ЕСН за 6 месяцев 2008 года составила 6 898 рублей 51 копейка, на момент подачи заявления о взыскании недоимки не уплачена, в связи с чем налоговым органом обоснованно на нее начислены пени.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 17.07.2008 учреждением в налоговый орган представлен расчет авансовых платежей по ЕСН за 6 месяцев 2008 года, в соответствии с которым размер авансовых платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации за отчетный период составил 14 183 рубля, в том числе за апрель авансовые платежи уменьшены на 8 015 рублей, за май начислено 22 537 рублей, за июнь - 6 063 рубля. В связи с неуплатой налога инспекцией 12.08.2008 в адрес учреждения направлено требование № 117349. Данное требование учреждением исполнено не было. В этой связи инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с учреждения доначисленных налога и пени.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований частично, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность учреждения по ЕСН за 2 квартал 2008 года на момент рассмотрения спора погашена.

Исходя из части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.

В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.

Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16 числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.

Указанная позиция нашла свое подтверждение в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятом 11.10.2006 при рассмотрении дела № 8540/06 по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» о признании недействующими абзацев 27 - 33 приложения к письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2006 № ГВ-6-05/912@. Согласно данному решению начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода должно производиться налогоплательщикам, которые не уплатили разницу между суммой единого социального налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, в срок, установленный для представления расчета по налогу, а также страхователям, которые не уплатили разницу между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.

Положения о начислении пеней на неуплаченные суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляются авансовые платежи, за каждый месяц налогового периода не распространяются только на налогоплательщиков и страхователей, уплативших указанные выше суммы в срок, установленный законодательством.

В данном случае применению подлежат положения абзаца 6 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2002 № 200-О, анализ статьи 75 в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57) и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58).

Как установлено судом, задолженность учреждения на конец 2 квартала 2008 года составила 1 856 рублей 24 копейки (в порядке очередности по месяцам: - 47 561 рубль 01 копейка + 6 640 рублей 09 копеек - 10 793 рубля 84 копейки - 33 010 рублей 20 копеек - 4 207 рублей 11 копеек + 1 856 рублей 24 копейки). Указанная задолженность была погашена учреждением 18.07.2008.

С учетом изложенного судом правильно сделан вывод о том, что учреждение недоимки по ЕСН в Фонд социального страхования за 6 месяцев 2008 года на момент рассмотрения спора не имело.

Инспекцией заявлен довод о том, что судом неправильно рассчитана задолженность учреждения.

Вместе с тем инспекцией не учтены положения пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

За 6 месяцев 2008 года расходы учреждения на цели обязательного социального страхования составили 123 068 рублей 06 копеек, в том числе:

- за январь - 57 135 рублей 66 копеек;

- за февраль - 1 150 рублей 49 копеек;

- за март - 19 572 рубля 18 копеек;

- за апрель - 8 488 рублей 86 копеек;

- за май - 8 485 рублей 40 копеек;

- за июнь 6 891 рубль 98 копеек.

Таким образом, учреждением обоснованно на данные расходы уменьшен ЕСН, подлежащий уплате в Фонд социального страхования.

С учетом изложенного, судом правильно отказано во взыскании оспариваемых пеней.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 февраля 2009 года по делу № А74-3431/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.Брюханова

Судьи:

А.И.Скубаев

Н.М.Юдина

Возврат к списку

Реклама