Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина РФ от 16 ноября 2009 г. № 03-11-06/3/268

Вопрос: Организация реализует продукты питания бюджетным учреждениям по муниципальным контрактам. Вправе ли организация применять ЕНВД в отношении этой деятельности?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям по муниципальным контрактам и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

   Согласно ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится в том числе предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

   Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт).

   При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

   Указанный Закон не содержит каких-либо ограничений в части заключения муниципальных контрактов розничной купли-продажи товаров с бюджетными учреждениями.

   Вместе с тем в соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.

   Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

   Исходя из п. 1 ст. 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

   Договор розничной купли-продажи преследует иные правовые цели и содержит в связи с этим ряд критериев, позволяющих выявить особенности его правового регулирования.

   Так, согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

   Соответственно, определяющим признаком договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования) товаров.

   Также следует отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителями товаров (работ, услуг) могут выступать исключительно граждане, имеющие намерение заказать или приобрести товар.

   Кроме того, исходя из ст. ст. 492 и 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором и считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в отличие от договора поставки.

   Таким образом, учитывая положения Кодекса и ГК РФ, представляется необоснованным заключение муниципальных контрактов розничной купли-продажи товаров с бюджетными учреждениями.

   Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров (в том числе продуктов питания) по муниципальным контрактам бюджетным учреждениям, не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.


Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.Разгулин

Возврат к списку

Реклама