25 апреля 2024 года
Регистрация

Письмо Минфина РФ от 10 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/59

Вопрос: Основные производственные подразделения диверсифицированной горно-металлургической организации, являющейся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия, расположены в районе Крайнего Севера - Норильском промышленном районе.

   1. Являются ли нижеуказанные перечни документов полными для подтверждения расходов на оплату проезда для целей исчисления налога на прибыль в следующих ситуациях:

а) работник приобретает электронный пассажирский билет через Интернет, при этом платеж за указанный билет производится при помощи платежной карты через Интернет.

   В подтверждение расходов работник представляет работодателю следующие документы:

- маршрут/квитанцию, оформленную не на бланке строгой отчетности;

- посадочный талон;

- справку банка о движении денежных средств со своего счета, заверенную печатью банковского учреждения с подписью уполномоченных лиц;

б) работники, являющиеся супругами, каждый из которых имеет право на оплачиваемый проезд, оплачивают приобретенные электронные авиабилеты посредством платежной карты одного из супругов.

   В подтверждение расходов работники представляют работодателю следующие документы:

- маршрут/квитанцию, оформленную не на бланке строгой отчетности, на каждого из супругов;

- посадочный талон каждого из супругов;

- справку банка о движении денежных средств со счета супруга, уплатившего при помощи своей платежной карты за билеты, заверенную печатью банковского учреждения с подписью уполномоченных лиц;

- договор поручения между супругами и расписку, составленную между супругами в свободной письменной форме;

- копию свидетельства о заключении брака.

   2. В коллективном (трудовом) договоре не предусмотрены размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работника к новому месту жительства в другую местность. Железная дорога в данной местности отсутствует, и транспортировка багажа осуществляется морским или речным путем.

   В каком размере организации следует относить на расходы в целях исчисления налога на прибыль стоимость провоза багажа - в размере минимальной стоимости авиабилета или в размере минимальной стоимости провоза авиатранспортом 5 тонн груза, учитывая тот факт, что указанные стоимости различны?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета затрат на оплату транспортных расходов работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее.

    1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

   Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

   В соответствии с п. 7 ст. 255 Кодекса для целей налогообложения прибыли учитываются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

   В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

   Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники (чек).

   Таким образом, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж подтверждающими документами являются в части:

а) произведенных расходов по оплате:

- чек контрольно-кассовой техники;

- слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковский карты, держателем которой является подотчетное лицо;

- подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт подотчетному лицу банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

- или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

б) факта произведенной перевозки:

- распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

   2. На основании п. 12.1 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

   Таким образом, работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при переезде к новому месту жительства законодательством гарантировано возмещение расходов не только по проезду самого работника и членов его семьи, но и возмещение расходов по провозу багажа из расчета не более 5 тонн на семью.

   Учитывая изложенное, считаем, что в случае отсутствия в данной местности железной дороги, при переезде работника к новому месту жительства на расходы для целей исчисления налога на прибыль следует относить затраты на провоз багажа в размере минимальной стоимости перевозки 5 тонн груза авиатранспортом.


Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.Разгулин

Возврат к списку

Реклама