Письмо Минфина РФ от 19 августа 2010 г. № 03-03-06/1/560
В
При этом до государственной регистрации перехода права собственности на основании судебного решения общество уже обращалось в орган, уполномоченный на осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но государственная регистрация по первоначально поданному обществом заявлению была приостановлена, что и явилось основанием для обращения в суд.
В соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ в редакции, действовавшей в указанный период, основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Как следует из Письма Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/263, начисление амортизации на полученное в виде вклада в уставный капитал недвижимое имущество может производиться с момента перехода права собственности на имущество. При получении в качестве вклада в уставный капитал недвижимого имущества начисленная амортизация по такому имуществу учитывается в целях налогообложения прибыли в том отчетном периоде, в котором произведена подача документов на государственную регистрацию. При этом, однако, законодательно не регламентирован вопрос, связанный с наличием фактов неоднократной подачи документов на государственную регистрацию права собственности предполагаемым собственником имущества в том случае, когда при первоначальном обращении в уполномоченный орган в государственной регистрации перехода права собственности было отказано. Другими словами, для целей применения указанных разъяснений Минфина России существует неопределенность в вопросе, допустимо или нет учитывать первоначальный факт подачи документов на государственную регистрацию в том случае, когда результатом такой подачи документов стал отказ в государственной регистрации права собственности на имущество.
В целях исчисления налога на прибыль какими документами можно подтвердить факт подачи документов на государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, внесенные в качестве вклада в уставный капитал общества, для целей включения объектов недвижимости в состав соответствующих амортизационных групп, в том числе и том случае, когда у налогоплательщика отсутствует расписка в получении документов на регистрацию, выданная уполномоченным органом?
В том случае, если налогоплательщик в целях государственной регистрации права на объекты недвижимости неоднократно обращался с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, но в государственной регистрации было отказано или она была приостановлена, в целях исчисления налога на прибыль факт какого обращения (раннего или более позднего) необходимо учитывать для целей учета расходов на амортизацию имущества?
В каком отчетном периоде включаются в состав соответствующей амортизационной группы основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, в том случае, если у налогоплательщика отсутствует документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию? Правомерно ли в указанном случае учитывать расходы на амортизацию указанного имущества начиная с того отчетного периода, когда было получено соответствующее свидетельство о государственной регистрации права?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления амортизации и сообщает следующее.
Из письма следует, что организации принадлежит основное средство, право на которое подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Пунктом 11 ст. 258 НК РФ установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.
Таким образом, документом, подтверждающим факт подачи документов на государственную регистрацию права на основное средство, может быть вышеуказанная расписка.
Согласно п. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Таким образом, в случае если организация не может документально подтвердить факт подачи документов на государственную регистрацию права на основное средство, то такое основное средство включается в состав соответствующей амортизационной группы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором организацией было получено свидетельство о государственной регистрации права.
Что касается вопроса начисления амортизации по основному средству в случае отказа государственного регистратора в государственной регистрации права на него, то по данному вопросу не представляется возможным дать ответ, поскольку неясны причины отказа в государственной регистрации права на основное средство.
Одновременно сообщаем, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий, перечисленных в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин