Письмо Минфина РФ от 1 сентября 2010 г. № 03-02-08/48
Вопрос: Относится ли Координационный центр ИФНС России по контролю за мигрирующими организациями и организациями, имеющими признаки фирм-"однодневок", к экспертным органам?
Является ли правомерным принудительный вызов налогоплательщика (под угрозой его административного наказания) на заседание какого-либо экспертного органа?
Правомерен ли отказ ИФНС России в предоставлении по адвокатскому запросу положения (регламента работы) указанного Координационного центра - документов, имеющих регламентирующий характер и не содержащих налоговую тайну? Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии.
Ответ: В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, вопросы, относящиеся к правоприменительной практике, в Министерстве не рассматриваются.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.
Вместе с тем сообщается следующее.
Согласно ст. 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулирует законодательство о налогах и сборах.
Налогоплательщик несет обязанности, установленные ст. 23 Кодекса, и иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 30 Кодекса и ст. ст. 1 и 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Из представленных материалов следует, что уведомление о вызове налогоплательщика было направлено инспекцией ФНС России, а не Координационным центром ИФНС России по контролю за мигрирующими организациями и организациями, имеющими признаки фирм-"однодневок".
Налогоплательщики обязаны не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 Кодекса).
В соответствии с гл. IV Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Является ли правомерным принудительный вызов налогоплательщика (под угрозой его административного наказания) на заседание какого-либо экспертного органа?
Правомерен ли отказ ИФНС России в предоставлении по адвокатскому запросу положения (регламента работы) указанного Координационного центра - документов, имеющих регламентирующий характер и не содержащих налоговую тайну? Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии.
Ответ: В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, вопросы, относящиеся к правоприменительной практике, в Министерстве не рассматриваются.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.
Вместе с тем сообщается следующее.
Согласно ст. 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулирует законодательство о налогах и сборах.
Налогоплательщик несет обязанности, установленные ст. 23 Кодекса, и иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 30 Кодекса и ст. ст. 1 и 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Из представленных материалов следует, что уведомление о вызове налогоплательщика было направлено инспекцией ФНС России, а не Координационным центром ИФНС России по контролю за мигрирующими организациями и организациями, имеющими признаки фирм-"однодневок".
Налогоплательщики обязаны не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 Кодекса).
В соответствии с гл. IV Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин