Письмо Минфина РФ от 10 сентября 2010 г. № 03-04-06/9-210
Вопрос: О налогообложении НДФЛ, транспортным и земельным налогами, а также налогом на имущество физических лиц доходов инвалидов I, II, III групп, а также о налогообложении доходов, выплачиваемых организаторами лотерей.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части освобождения инвалидов I, II, III групп от уплаты налога на доходы физических лиц, транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Кодекса разъясняет следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в ст. 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В настоящее время в соответствии с положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаны все без исключения категории граждан независимо от их профессиональной, социальной или какой-либо иной принадлежности.
Вместе с тем данной главой определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, а также предусмотрены стандартные, социальные налоговые вычеты, в частности, для налогоплательщиков из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, в том числе инвалидов.
В частности, в соответствии со ст. 217 Кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц государственные пособия, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
Пунктом 28 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков, полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 руб. Следовательно, стоимость подарков, превышающая 4000 руб., облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Наряду с полным или частичным освобождением доходов от налогообложения положения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса предусматривают также уменьшение налоговой базы на различные стандартные и социальные налоговые вычеты.
В частности, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп при определении размера налоговой базы имеют право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.
Кроме того, в рамках социальных вычетов предусмотрено уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, как самого налогоплательщика, так и его детей.
По вопросу налогообложения доходов, выплачиваемых организаторами лотерей, следует иметь в виду, что согласно ст. 228 Кодекса физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), уплачивают налог исходя из сумм таких выигрышей.
Указанные налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога из полученных сумм выигрышей по установленной в п. 1 ст. 224 Кодекса ставке в размере 13 процентов (до 1 января 2002 г. - 35 процентов). Также они должны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц. Сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, в котором представлена налоговая декларация.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп.
При этом п. 4 ст. 4 данного Закона предусмотрено, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Одновременно отмечаем, что гл. 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса не содержат положений, согласно которым инвалиды освобождаются от уплаты соответственно транспортного и земельного налога.
Вместе с тем нормы гл. 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса не исключают возможности предоставления инвалидам I, II и III групп льгот в виде освобождения от уплаты транспортного и земельного налогов.
Так, ст. 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, считаем, что вопрос об освобождении инвалидов от уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц должен решаться не на федеральном, а соответственно на региональном и местном уровне.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части освобождения инвалидов I, II, III групп от уплаты налога на доходы физических лиц, транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Кодекса разъясняет следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в ст. 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В настоящее время в соответствии с положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаны все без исключения категории граждан независимо от их профессиональной, социальной или какой-либо иной принадлежности.
Вместе с тем данной главой определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, а также предусмотрены стандартные, социальные налоговые вычеты, в частности, для налогоплательщиков из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, в том числе инвалидов.
В частности, в соответствии со ст. 217 Кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц государственные пособия, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
Пунктом 28 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков, полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 руб. Следовательно, стоимость подарков, превышающая 4000 руб., облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Наряду с полным или частичным освобождением доходов от налогообложения положения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса предусматривают также уменьшение налоговой базы на различные стандартные и социальные налоговые вычеты.
В частности, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп при определении размера налоговой базы имеют право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.
Кроме того, в рамках социальных вычетов предусмотрено уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, как самого налогоплательщика, так и его детей.
По вопросу налогообложения доходов, выплачиваемых организаторами лотерей, следует иметь в виду, что согласно ст. 228 Кодекса физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), уплачивают налог исходя из сумм таких выигрышей.
Указанные налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога из полученных сумм выигрышей по установленной в п. 1 ст. 224 Кодекса ставке в размере 13 процентов (до 1 января 2002 г. - 35 процентов). Также они должны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц. Сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, в котором представлена налоговая декларация.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп.
При этом п. 4 ст. 4 данного Закона предусмотрено, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Одновременно отмечаем, что гл. 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса не содержат положений, согласно которым инвалиды освобождаются от уплаты соответственно транспортного и земельного налога.
Вместе с тем нормы гл. 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса не исключают возможности предоставления инвалидам I, II и III групп льгот в виде освобождения от уплаты транспортного и земельного налогов.
Так, ст. 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, считаем, что вопрос об освобождении инвалидов от уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц должен решаться не на федеральном, а соответственно на региональном и местном уровне.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разуглин