Письмо Минфина РФ от 21 сентября 2010 г. № 03-03-06/4/89

Вопрос: На балансе образовательного учреждения (учреждение) находится федеральная собственность (здание), переданная ему в оперативное управление. На основании краткосрочных договоров учреждение сдает в аренду помещения, свободные от учебного процесса, и получает доходы от сдачи в аренду этих помещений.
Указанные доходы в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и в сметах доходов и расходов учреждения. Поступившие средства отражаются на лицевом счете учреждения, открытого в управлении Федерального казначейства по субъекту РФ, и направляются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на содержание и развития его материально-технической базы ("ст. 30" Федерального закона о федеральном бюджете на 2006 год).
В 2007 г. положение в отношении доходов от аренды имущества не изменилось. Они направлялись на дополнительное финансирование ("ст. 33" Федерального закона о федеральном бюджете на 2007 год) и расходовались на содержание и развитие материально-технической базы учреждения.
Каков порядок учета учреждением в целях налога на прибыль расходов, произведенных за счет средств, полученных от сдачи в аренду имущества?
Правомерна ли проверка дополнительного бюджетного финансирования налоговыми органами, если проверяемый период в этой части бюджета был проверен Счетной палатой РФ?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке учета бюджетным учреждением расходов, произведенных за счет средств, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и сообщается следующее.
В соответствии с "ч. 11 ст. 5" Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" до вступления в силу Федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
В соответствии с "Приказом" Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" главные распорядители средств федерального бюджета доводят до находящихся в их ведении учреждений лимиты бюджетных обязательств за счет источника дополнительного бюджетного финансирования - арендной платы.
При этом ограничений для определения главными распорядителями бюджетных средств направлений указанных расходов бюджетным законодательством Российской Федерации не установлено.
В соответствии с "гл. 25" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном данной "главой" Кодекса.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены в "ст. 321.1" Кодекса.
В соответствии с "п. 1 ст. 321.1" Кодекса доходами бюджетных учреждений от коммерческой деятельности признаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.
Таким образом, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, в целях налогообложения прибыли являются доходами названных учреждений, передавших указанное имущество в аренду.
При этом, если указанные учреждения имеют право на дополнительное финансирование за счет арендных платежей, указанное финансирование учитывается в составе бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям.
Согласно "п. 2 ст. 321.1" Кодекса в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Следовательно, если расходы, связанные с содержанием и развитием материально-технической базы, произведены бюджетным учреждением за счет бюджетных ассигнований, то в целях налогообложения прибыли указанные расходы не учитываются.
Также сообщаем, что вопросы, связанные с осуществлением Счетной палатой Российской Федерации контроля за использованием бюджетных средств, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не регулируются.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.Трунин

Возврат к списку

Реклама