bool(true)

Финансово­-экономические аспекты проведения капитального ремонта недвижимого имущества

Для многих бюджетных учреждений исполнение плана финансово-­хозяйственной деятельности в части расходов является обязательным условием успешного отчета перед учредителем. В связи с этим недостаточно аккуратное отношение к вопросам планирования капитального ремонта, особенно в новых реалиях, может создать значимые затруднения1.

И. И. АНТОШИНА, заместитель директора по экономике и развитию — главный бухгалтер ФГБУ «ФНЦТИО им. ак. В. И. Шумакова» Минздрава России

А. Э. ГУЛИЕВ, начальник отдела оценки показателей деятельности ФБГУ «ФНЦТИО им. ак. В. И. Шумакова» Минздрава России, кандидат экономических наук

Нововведениями, поменявшими в текущем году порядок осуществления капитального ремонта, стали изменения в постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 (далее — Постановление № 427), внесенные постановлением Правительства РФ от 23 января 2017 г. № 51. Изменения касаются проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов. То есть капитального ремонта, проводимого федеральными бюджетными учреждениями в полном объеме вне зависимости от источников финансирования.

Новшества действуют с 3 февраля 2017 года и определяют следующие моменты:

  • государственная экспертиза сметной документации по капитальному ремонту (осуществляемая ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ее территориальными подразделениями, за исключением специальных, связанных с государственной тайной объектов) осуществляется в обязательном порядке, даже в случае, если экспертиза проектной документации не проводится;
  • федеральным бюджетным учреждениям для представления документов на государственную экспертизу в обязательном порядке необходимо согласовать смету капитального ремонта с учредителем — утвердить предельную стоимость работ, название проектной документации, источники и порядок финансирования;
  • в пункте 8(2) постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 приведен перечень предоставляемых для экспертизы документов. В целях экспертизы сметной стоимости капитального ремонта он расширен;
  • за исключением случаев, в которых представляемая для экспертизы документация является государственной тайной, она направляется в электронном виде на сайт ФАУ «Главгосэкспертиза России» (www.gge.ru).

Помимо указанных изменений в Постановление № 427 внесены и иные, менее значимые для рассматриваемой нами темы дополнения, но на перечисленных выше пунктах необходимо остановиться подробнее.

Действительно, с февраля 2017 года любой капитальный ремонт, осуществляемый бюджетными учреждениями вне зависимости от источников финансирования, должен проходить государственную экспертизу (осуществляемую в основном ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалами).

Согласно разъяснениям Главгосэкспертизы и требованиям пункта 3 статьи 48 Градостроительного кодекса России подготовки проектной документации не требуется только при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания одной семьи).

На основании пункта 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Экспертиза: необходимые документы

Для проведения экспертизы в соответствии с актуализированными требованиями необходимо подготовить и представить следующие документы:

Заявление о проведении проверки сметной стоимости

Пусть этот пункт и кажется малозначительным относительно содержания самого проекта, однако на нашей практике при приемке документов Главгосэкспертизой замечания к его оформлению возникают у всех и всегда. Официальных рекомендаций по этому поводу нет. Однако необходимо точно указать название проекта, далее во всех разделах используя исключительно его, без каких-либо изменений и дополнений. Также нужно определить стоимость проекта, которая должна полностью соответствовать нормативному акту о выделении средств. При заполнении заявки эксперты приемки рекомендуют исключать текст в скобках, оставляя лишь нужные, соответствующие проекту фразы. Идентификационные сведения о заказчике, объекте проектной организацией также заполняются в полном соответствии с формой. При этом лишняя информация исключается. Например, если автор проекта — юридическое лицо, фразы, касающиеся индивидуального предпринимателя, лучше убрать. Заявка оформляется на бланке учреждения с подписью руководителя застройщика (технического заказчика).

Для финансового контроля этого направления важно принять во внимание, что период приемки Главгосэкспертизой документов в связи с необходимостью приведения их в соответствие с требованиями эксперта-приемщика может занять более месяца. В зависимости от эксперта требования могут меняться. Такие сроки необходимо учитывать при формировании плана закупок и графика освоения доведенных средств.

Сводный сметный расчет стоимости

Имеется в виду согласованная руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении объектов федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации или главного распорядителя средств местного бюджета в отношении объектов муниципальной собственности проектная документация на объект капитального строительства. Эта документация на объекты капитального строительства юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, строительство которых осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласовывается с руководителем такого юридического лица.

Службе финансового контроля в учреждении необходимо понимать, что в случае подготовки проектной документации для капитального ремонта указанный документ приобретает скорее финансовый характер, чем строительный. Поэтому на этапе подготовки решения о капитальном ремонте необходимо внести соответствующие изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Учитывая, что выполнение ремонтных работ не является основным видом деятельности учреждений, созданных для оказания государственных услуг, решение о выделении указанных сумм принимается отдельно и оформляется учредителем в виде письма либо приказа. Кроме того, выделенные средства утверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

В таких условиях не только бюджетные средства, но и внебюджетные источники финансирования должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Очевидно, что каждый главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет порядок согласования этого документа и может направить соответствующие методические рекомендации своим подведомственным учреждениям.

Отметим, что все документы, утверждаемые учредителем, должны быть подписаны либо руководителем учредителя, либо лицом, действующим на основании доверенности или приказа. Указанные документы необходимо приложить к заявке.

Ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах. Дефектная ведомость

Такие документы являются исключительно строительными, в общих чертах не имеющими никакой связи с финансовой деятельностью. Тем не менее необходимо понимать, что на этапе экспертизы проекта все заявленные в них работы должны быть отражены в проектно-сметной документации и в денежном выражении не должны превышать доведенных лимитов.

При подготовке такой документации необходимо учитывать, что работы должны быть профильными для заявленного вида капитального ремонта. Например, при ремонте системы вентиляции необходимо в достаточном объеме отремонтировать систему электроснабжения, но замена покрытия пола в рамках ремонта вентиляции вряд ли будет утверждена, что приведет к сокращению сметной стоимости проекта и неполному освоению доведенных средств, а в крайнем случае — и к отрицательному заключению экспертизы. Такие документы утверждает директор учреждения.

Задание на проектирование

Оно должно удовлетворять приведенным выше доводам.

Кроме того, необходимо представить документы, которые подтверждают полномочия заявителя действовать от имени застройщика — для учреждений обычно это документы на право владения и оперативного управления соответствующей недвижимостью.

Решение по объекту капитального строительства

В отношении федеральных объектов — нормативный правовой акт Правительства РФ либо решение главного распорядителя средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства, нормативный правовой акт Правительства РФ об утверждении федеральной целевой программы; в отношении объектов государственной собственности субъектов РФ и (или) муниципальной собственности, в том числе объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, — решение по объекту капитального строительства (решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты соответственно государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, принятое в установленном порядке), а в случае полного финансирования из федерального бюджета — решение по объекту капитального строительства (решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты соответственно государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, принятое в установленном порядке).

Этот пункт, по нашему мнению, — самое значимое и принципиально важное нововведение для служб, осуществляющих взаимодействие с финансовыми подразделениями учредителя. Основываясь на устных разъяснениях экспертов Главгосэкспертизы, можно сделать вывод, что для приемки документов Главгосэкспертизе требуется нормативный акт (видимо, ведомственный приказ) учредителя, подписанный руководителем учредителя и содержащий точно соответствующее проектной документации название проекта, информацию об утверждении сводного сметного расчета с его конкретной стоимостью, а также конкретную информацию об источниках финансирования. В силу новизны такой практики, возможно, требования будут изменены.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Это в полной мере справедливо и для проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта.

При наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации такая документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком. При этом отрицательное заключение государственной экспертизы может оспариваться застройщиком или заказчиком в судебном порядке, а также застройщик или заказчик вправе направить повторно (два и более раз) проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. После доработки заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

Проведение иных государственных экспертиз проектной документации не требуется.

Тендеры и конкурсы

При закупках, осуществляемых для государственных нужд, отбор подрядчиков путем проведения тендеров является обязательным.

Благодаря конкуренции участников друг с другом государственные заказчики получают возможность найти подрядчика на самых выгодных условиях. Отбор путем проведения тендера позволяет заказчику:

  • сэкономить бюджетные средства; построить объект в минимальные сроки — медлительные и неорганизованные подрядчики просто не выдержат конкуренции;
  • получить необходимое качество строительства, выбрав по результатам тендера профессионального подрядчика с положительным опытом аналогичного строительства.
  • Процедура конкурса представляет собой три условных этапа:
  • подготовительный;
  • публикация извещения и сбор коммерческих предложений;
  • подведение итогов.

Подготовительный этап является наиболее сложным. От него во многом зависит качество выполненных работ, их своевременность и эффективность.

Начальным шагом в проведении конкурсных процедур при определении подрядчика по капитальному ремонту является внесение соответствующей закупки в план-график закупок, размещаемый на официальном сайте zakupki.gov.ru и соответствующий утвержденному учредителем плану финансово-хозяйственной деятельности. То есть по соответствующей статье расходов должно быть предусмотрено выполнение конкретных ремонтных работ.

На основании проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы, необходимо сформировать извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию. В этой ситуации наличие проектной документации является большим достоинством — в проекте обычно прописаны полный, соответствующий действующим регламентам перечень выполняемых работ, их общая стоимость, требования к используемым материалам, отчасти — требования к исполнителям работ.

По нашему мнению, при размещении заявки необходимо руководствоваться именно проектной документацией. Какие-либо корректировки потребуют лишних обоснований. Также при разборе нарушений по закупке (или поступивших жалоб) ФАС России скорее примет во внимание документ, проверенный ФАУ «Главгосэкспертиза России», чем доводы учреждения.

Внимание!

Для подавляющего большинства бюджетных учреждений строительство и капитальный ремонт не являются профильными видами деятельности, в связи с чем дефицит квалифицированных строителей в учреждениях весьма вероятен — планом финансово-хозяйственной деятельности содержание службы заказчика обычно не предусматривается.

Поэтому при отсутствии такой службы целесообразно опираться именно на проектную документацию, получившую положительное заключение. Это исключит максимальное число финансовых и административных рисков в строительстве.

Сроки проведения конкурсных процедур определяются соответствующими положениями статей 49–54 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в большинстве случаев составляют 30–45 календарных дней, в зависимости от объема и стоимости работ, количества участников, наличия жалоб.

Зачастую, учитывая сложность объекта закупки, жалоб со стороны участников закупки либо сторонних наблюдателей избежать не удастся. Это необходимо учитывать при формировании плана расходов учреждения.

Конечно, для снижения рисков неисполнения подрядчиком своих обязательств при оценке поданных коммерческих предложений наряду с ценой важно принимать в расчет опыт выполнения аналогичных работ, наличие специализированной техники и специалистов, необходимых для выполнения работ, а также использовать иные критерии исходя из специфики строительного проекта. Подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулирующей организации (СРО).

На заключительном этапе производится подведение итогов конкурса, в ходе которого члены конкурсной комиссии оценивают заявки участников на соответствие единым требованиям. На данном этапе отсеиваются компании, которые не соответствуют даже минимальным требованиям, к примеру, не имеют необходимых лицензий или допусков, имеют недостаточную выручку за выполненные работы в прошлых отчетных периодах или не обладают должной материально-технической базой для выполнения работ.

Особенности заключения договора

Логическим завершением процедур по заключению договора строительного подряда, а также установленных законом этапов подготовки, согласования проектной документации является непосредственное осуществление капитального ремонта объекта капитального строительства. Основные права и обязанности заказчика и подрядчика, как правило, определяются договором строительного подряда. Однако в силу специфики указанных видов строительных работ порядок осуществления как реконструкции, так и капитального ремонта детально регламентируется еще целым рядом различных норм, правил, государственных стандартов, рассмотрение которых не относится к целям текущей статьи.

Для финансового контроля самой важной частью заключенного договора является порядок оплаты оказанных услуг и график выполнения работ и платежей. Порядок оплаты должен предусматривать оплату работ (поэтапно либо полностью) исключительно на основании документа о приемке (в случае капитального ремонта приемку по большей части осуществляет эксплуатационная служба учреждения), а график выполнения работ должен определять временные этапы исполнения договора, перечень работ, выполняемых на каждом этапе, а также стоимость этапа.

Каждый этап целесообразно принимать и оплачивать в соответствии с указанным графиком (утверждаемым как часть до­говора). Также необходимо разместить график и сведения об оплате на официальном интернет-портале zakupki.gov.ru.

В договоре следует отдельно оговорить условия окончательной приемки работ: учреждение может привлечь сторонних специалистов, потребовать дополнительных экспертиз, создать расширенную комиссию и т. п.

После фактического окончания капитального ремонта объекта капитального строительства, устранения всех допущенных нарушений, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также с применением строительных материалов (изделий), осуществляется сдача-приемка отремонтированного объекта капитального строительства. Она оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма данного акта № ОС-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Для подготовки указанного акта, по нашему мнению, целесообразно утвердить комиссию учреждения, а также привлечь сторонних специалистов строительного профиля — например, авторов проекта, предусмотрев дополнительные средства на такие услуги.

Эффективное планирование

Отдельным непростым вопросом является планирование капитального ремонта на среднесрочную перспективу — 3–5 лет. Такое планирование позволит эффективно решить накопившиеся проблемы в обслуживании недвижимого имущества, а также снизит затраты на выполнение работ. В случае равномерного и предсказуемого финансирования считаем применение выборочного, «аварийного» подхода крайне нецелесообразным.

В подготовке такого плана специалистам инженерной или строительной службы учреждения помогут:

  • Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения;
  • Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 и (для применения по аналогии) Инструкция о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда.

При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей имущества, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации. В рамках выполнения общегосударственной программы по повышению энергоэффективности следует предусмотреть установку приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и провести мероприятия, обеспечивающие оптимизацию энергопотребления.

Финансово-экономическая служба должна оформить план капитального ремонта, содержащий информацию о сути, сроках и ориентировочной стоимости таких работ, по возможности подкрепленный соответствующими сметами и расчетами, и представить учредителю.

В заключение

На наш взгляд, для учреждений сложилась непростая ситуация:

  • для подготовки проектной документации учреждение обязано изыскать собственные резервы, ведь выделение бюджетных средств возможно на основании проектной документации (как минимум сводного сметного расчета). В том числе такие расходы необходимо предусмотреть планом финансово-хозяйственной деятельности (по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и 226 «Прочие работы, услуги»). Если же учреждение не имеет внебюджетных источников финансирования, капитальный ремонт для него становится невозможным;
  • проведение проектных работ и получение положительного заключения государственной экспертизы могут занять непрогнозируемо длительное время — от 3 месяцев;
  • согласование проекта с учредителем требует создания новых механизмов и дополнительных временных затрат (а со стороны учредителя становится непростым вопрос внутренней экспертизы документации, представляемой учреждениями);
  • в большинстве случаев федеральные органы исполнительной власти утверждают своим подведомственным учреждениям план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год, в связи с чем все рассмотренные выше мероприятия, в том числе строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, необходимо провести в течение 11–12 месяцев.
  • Таким образом, финансовая дисциплина учреждений дополняется новыми аспектами. Им необходимо:
  • заблаговременно осуществлять планирование капитального ремонта;
  • производить подготовку проектной документации;
  • обеспечивать наличие средств на осуществление прочих расходов (КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги») до выделения бюджетных средств — на оплату экспертизы, проектных работ, изысканий;
  • предварительно согласовывать проводимые ремонтные работы и соответствующие затраты с учредителем;
  • после проведения перечисленных процедур в срок (обычно в течение текущего финансового года) выполнить запланированные работы.

1 Начало см. в журнале «Бюджетный учет» № 7/2017. С. 36–40.

№ 8, 2017

×
Новости
Как учесть отпускные
Меры стали жестче
Аккуратнее с персональными данными
Контрольные соотношения для расчета
Особенности кадастровой стоимости
Утверждены правила предоставления грантов
Вас и не спросят
Аренда государственных земельных участков
Не забудьте посадочный талон!
Оформление многотомной конкурсной заявки
Изменения в Трудовом кодексе
Закупки у единственного поставщика
Донор-­трудоголик
Эффективный контракт
Возмещение расходов ФСС России
Тема номера
Никто не застрахован от ошибки
Практикум
Использование символики Российской Федерации
Срок полезного использования истек. Где амортизация?
Отраслевые особенности
Финансово­-экономические аспекты проведения капитального ремонта недвижимого имущества
Учреждения благоустройства: оплата труда АУП
Организация досуга пенсионеров
Проблема
Потоп местного масштаба
Продажа товаров бюджетным учреждением
Вопрос — ответ
Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету
Обмен опытом
Централизованная бухгалтерия: учетная политика
Мнение
Правила представления бухгалтерской (финансовой) отчетности при применении федеральных стандартов в 2018 году
Вопросы терминологии
Из истории
Управление социальным страхованием в СССР в реконструктивный период