Первичные учетные документы: оформляем грамотно

М.Р.Губайдуллина
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. При этом одной из самых сложных задач бухгалтера является их грамотное оформление. Об особенностях составления первичных учетных документов пойдет речь в данной статье.

М. Р. Губайдуллина, специалист отдела
бюджетного планирования финансово-казначейского Управления
 Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы


Формы первичной учетной документации законодательно утверждены и применяются достаточно длительное время, но несмотря на это до сих пор у бухгалтеров различных сфер возникают вопросы по их применению. Кроме того, как показывает практика, правильное заполнение и применение данных форм порой является определяющим моментом в решении той или иной спорной ситуации.

Нормативное регулирование
Цель составления первичных учетных документов — подтверждение и документальное оформление произведенных бюджетным учреждением расходов. К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим вопросы оформления, исправления, учета и хранения таких документов, относят:
  • Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ);
  • постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 835 «О первичных учетных документах» (далее — Постановление № 835);
  • постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» (далее — Постановление № 20);
  • постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление № 1);
  • постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (далее — Постановление № 71а);
  • приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция № 148н);
  • приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Приказ № 49);
  • письмо Центрального банка России от 4 октября 1993 г. № 18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», порядок утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (далее — Порядок № 40).
   Законом № 129-ФЗ установлена обязанность всех организаций оформлять хозяйственные операции первичными учетными документами. Учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):
  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.
   Законом № 129-ФЗ установлены также единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, даны определения основным понятиям, определены требования к ведению бухгалтерского учета, утвержден перечень основной бухгалтерской документации, а также порядок ее составления и ведения, определен порядок хранения документов бухгалтерского учета.


Полностью материал можно прочитать в печатной версии декабрьского номера журнала "Бюджетный учет"

Реклама