Вопросы нецелевого использования бюджетных средств
Вопрос: Предполагает ли внешняя проверка бюджетной отчетности проверку достоверности данных, содержащихся в отчетных документах, а также полноты отражения этих данных? Какие документы объективно необходимы для осуществления такой проверки (требуется ли в этих целях представление первичной документации)?
Ответ: Согласно статье 165 Бюджетного кодекса Минфин России устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и бюджетной отчетности Российской Федерации и представляет отчетность в Правительство Российской Федерации.
Минфин России обладает бюджетными полномочиями только по нормативному и методическому обеспечению деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований и не вправе разъяснять порядок осуществления указанной проверки.
Вместе с тем следует отметить следующее. С одной стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса устанавливается состав бюджетной отчетности.
С другой стороны, по мнению Минфина России, пункт 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса утверждает только состав информации, необходимой для составления и представления бюджетной отчетности, а не регулирует порядок осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета (бюджетной отчетности).
Кроме того, в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета главных администраторов бюджетных средств.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в порядке, установленном Бюджетным кодексом.
При этом в соответствии со статьей 167.1 Бюджетного кодекса Счетная палата Российской Федерации обладает бюджетными полномочиями, установленными Бюджетным кодексом и Законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», согласно которому все органы государственной власти, органы местного самоуправления, ЦБ РФ, предприятия, учреждения и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта, образованным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта, в порядке, установленном законом субъекта с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
Вышеуказанные порядки могут предусматривать предоставление участниками бюджетного процесса всей необходимой информации. В том числе и первичной документации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией, Бюджетным кодексом, иными нормативно-правовыми актами.
Полностью материал можно прочитать в печатной версии январского номера журнала "Бюджетный учет"