Итоги проверки использования бюджетных средств
Информационная справка о результатах проверки использования министерствами, ведомствами, внебюджетными фондами их подведомственными им организациями бюджетных средств, выделенных в 2009 году на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с пунктом 75 Плана деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2010 год проведены проверки использования министерствами, ведомствами, внебюджетными фондами и подведомственными им организациями бюджетных средств, выделенных в 2009 году на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в:
- Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерстве энергетики Российской Федерации, Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерстве регионального развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по труду и занятости, Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службе по финансовым рынкам, Федеральной службе государственной статистики;
- Федеральном агентстве по недропользованию, Федеральном агентстве по рыболовству, Федеральном дорожном агентстве, Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, Федеральном агентстве по туризму;
- Пенсионном фонде Российской Федерации (далее – ПФР России);
- государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (государственный технический университет)» (далее – ГОУ ВПО «МАИ») и «Московский автомобильно-дорожный институт» (далее – ГОУ ВПО «МАДИ»).
Проверками охвачены 7680,7 млн. рублей, из них 7246,6 млн. рублей средств федерального бюджета, 384,0 млн. рублей средств от приносящей доход деятельности, 50,1 млн. рублей прочих средств.
В результате контрольных мероприятий выявлены нарушения финансово-бюджетного законодательства Российской Федерации при использовании 480,1 млн. рублей (средства федерального бюджета – 478,8 млн. рублей, прочие средства – 1,3 млн. рублей), из них: неэффективное использование денежных средств и материальных ценностей – 344,0 млн. рублей (средства федерального бюджета 342,7 млн. рублей, прочие средства 1,3 млн. рублей), переплата и перерасход денежных средств и материальных ценностей – 132,8 млн. рублей (средства федерального бюджета 132,8 млн. рублей), другие финансовые нарушения – 3,3 млн. рублей.
В ходе контрольных мероприятий выявлены следующие виды нарушений:
- экспертиза научных отчетов на актуальность, новизну заявленной темы и соответствие содержания выполненных работ целям и задачам НИОКР не выявила научную ценность (новизну, результативность) НИОКР;
- экспертиза научных отчетов выполненных НИОКР в системе «Антиплагиат» показала наличие фактов дословного цитирования чужого текста без специального оформления фрагмента, полной и точной ссылки на источник, обширного объема заимствований (свыше 1500 печатных знаков), обширного использования цитат и выдержек из законодательства Российской Федерации (от 5 до 58 процентов текста). Общая сумма неэффективного использования бюджетных средств, связанного с заимствованием чужих авторских текстов в научных отчетах, составила 157,3 млн. рублей;
- отсутствие результатов научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ, способных к правовой защите как собственности Российской Федерации.
Проверенными министерствами и ведомствами в 2009 году заключены 1586 государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на сумму 6207,4 млн. рублей, по результатам которых созданы всего два программных обеспечения стоимостью 30,0 млн. рублей, способных к правовой защите, однако, в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам фактически не зарегистрированных.
В ходе контрольных мероприятий также были выявлены другие нарушения:
- наличие просроченной дебиторской задолженности исполнителей НИОКР со сроками возникновения с 2006 по 2007 год, сложившейся в результате непринятия современных мер к выполнению НИОКР;
- наличие образовавшейся по вине государственного заказчика не подлежащей возврату дебиторской задолженности. Причиной образования нереальной к взысканию дебиторской задолженности явилось невыполнение условий государственных контрактов в части своевременности сообщения о причинах непринятия работ и возврата исполнителю непринятой научно-технической продукции;
- в нарушение пункта 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н, в 2009 году в части расходов на научно-исследовательские работы отсутствовали обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, которые используются при формировании сметы;
- несоблюдение порядка государственного учета НИОКР, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005г. № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»;
- несоблюдение требований постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» в части проведения инициативной и обязательной инвентаризации результатов НИОКР;
- несоблюдение сроков регистрации государственных контрактов на выполнение НИОКР в Управлении Федерального казначейства по г. Москве в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- искажение отчетных данных.
Руководителям проверенных учреждений и организаций, допустившим нарушения, направлены 16 представлений и 3 предписания для принятия мер по их устранению.
Официальный сайт Росфиннадзора