Итоги опросов ФНС об удобстве деклараций и каналов связи

Федеральная налоговая служба провела социологический опрос среди налогоплательщиков в 40 регионах России. 2600 респондентов, принявших участие в исследовании, а это индивидуальные предприниматели и юридические лица, попросили оценить продуманность и удобство деклараций.
Как показал опрос, налогоплательщики в целом не испытывают больших трудностей при заполнении деклараций. Юридические лица считают заполнение деклараций и сдачу отчетности одной из наиболее успешно реализуемых компонентов налоговой системы — с трудностями здесь не сталкиваются никогда или редко около 80% юридических лиц. Также юридические лица высоко оценивают продуманность всех тестируемых форм налоговой отчетности. Частота возникновения трудностей на этапе заполнения деклараций напрямую зависит от категории юридического лица (крупные организации сталкиваются с трудностями на этом этапе реже, чем представители других категорий юридических лиц).
Наиболее сложной для индивидуальных предпринимателей является форма декларации по акцизному налогообложению — только 33% из них указали, что форма простая, а 18% ответили, что испытали трудности при ее заполнении. Тогда как среди юридических лиц 62% сочли форму простой и лишь 12% сложной.
Опрос также показал, что 71 % юридических лиц считает, что форма декларации о доходах работников за год — проста и продумана, а вот среди индивидуальных предпринимателей процент ответивших также намного ниже — только 51% считают эту форму простой, а 17% оценили ее как сложную.
Напротив, для юридических лиц сравнительно сложным, непродуманным документом представляется форма декларации по налогу на прибыль — 22% негативных ответов, тогда как среди индивидуальных предпринимателей сложности с заполнением этой формы деклараций испытывает только 9%, а 59% заявляют, что форма удобна и продумана.
Самой же простой формой декларации была признана декларация по НДС — с этим согласились 70% юридических лиц и 62% индивидуальных предпринимателей.

Другая тема масштабного исследования  — использование телекоммуникационных каналов связи (ТКС) при сдаче налоговой отчетности.
В целом переход на взаимодействие с Налоговой службой через ТКС позитивно оценивается всеми категориями респондентов.
Однако использование ТКС для сдачи отчетности имеет и существенные отличия для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, например, подавляющее большинство юридических лиц (88%), указали, что пользуются Интернет-каналом постоянно, в то время как среди индивидуальных предпринимателей таких оказалось только 26%. Еще четверть (24%) планируют перейти на этот формат в ближайшее время. Около трети индивидуальных предпринимателей (36%) указали, что не планируют пока переход на сдачу деклараций через ТКС, а среди юридических лиц, ответивших также, было всего 6% — в основном это представители малых организаций.
На момент исследования только 70% малых организаций сдавали налоговую отчетность по ТКС, в то время как около 15% не считают для себя необходимым использовать этот канал для сдачи отчетности.
Что касается физических лиц, то здесь большинство налогоплательщиков (73%) позитивно оценивают перспективы развития двусторонних телекоммуникационных каналов связи с налоговыми инспекциями. Из них 41% считают такое развитие актуальным и необходимым.


Реклама