Новая форма декларации по налогу на прибыль должна была вступить в действие позже
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2011 г. № ВАС-8096/11
Заявитель обратился в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании недействующими пункта 2 Приказа Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» и приложения N 4 к Порядку заполнения.
Установление обязанности по применению новой формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, начиная с отчетности за 2010 год, не соответствует требованиям статьи 5 НК РФ, согласно которой акты законодательства и нормативные правовые акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее
ФНС России считает, что нормативный правовой акт, опубликованный 18 февраля 2011 г., вступает в силу с 18.03.2011 и применяется с этой же даты.
Суд посчитал обоснованным довод общества о нарушении ФНС России порядка введения в действие данного Приказа.
Согласно НК РФ, не имеют обратной силы нормативные правовые акты:
- устанавливающие новые налоги и (или) сборы,
- повышающие налоговые ставки, размеры сборов,
- устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах,
- устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков.
Принимая во внимание, что оспариваемым Приказом для плательщиков налога на прибыль организаций закреплена обязанность по представлению налоговой декларации по новой форме, в том числе и в электронном виде, а также предусмотрена необходимость заполнения приложения № 4, отсутствующая ранее, такой нормативный правовой акт не может вводиться в действие с распространением его на правоотношения, возникшие до дня официального опубликования.
Распространение обязанности по представлению декларации по новой форме, устанавливающей необходимость раскрытия дополнительных сведений о суммах доходов и расходов, на декларирование за налоговый период, окончившийся на момент опубликования Приказа, суд признает нарушением закрепленного НК РФ принципа недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков.
Таким образом, пункт 2 Приказа ФНС России от 15 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/730@, распространивший действие акта на представление декларации за 2010 год, не соответствует Кодексу и подлежит признанию недействующим.
Данный Приказ подлежит применению начиная с представления налоговой декларации за отчетные (налоговый) периоды 2011 года. Суд не может согласиться с утверждением, что Приказ должен вступить в силу только с 01.01.2012. Установление новой формы декларации не может рассматриваться как изменение порядка исчисления налога, поскольку последний определяется не формой декларации, а соответствующими положениями Кодекса и нормативными правовыми актами о налогах и сборах.
Оспариваемый Приказ вступает в силу в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Поскольку документ опубликован 18 февраля 2011 г., то его действие распространяется на декларирование, представляемое за отчетные (налоговый) периоды, окончившиеся после 28 февраля 2011 г.
В удовлетворении требование заявителя о признании недействующим приложения N 4 к Приказу ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ суд отказал. Налоговая декларация может содержать не только информацию, которая непосредственно используется налогоплательщиком при исчислении налога, но и иные данные, характеризующие деятельность налогоплательщика и позволяющие налоговым органам осуществить необходимые мероприятия налогового контроля. Суд не усматривает противоречий приложения № 4 порядку ведения налогового учета, который осуществляется в том числе и для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Введение в состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций приложения № 4 произведено в соответствии с требованиями главы 25 Кодекса, направлено на реализацию полномочий налоговых органов, и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков, заявление общества в данной части удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы, понесенные заявителем в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей, подлежат взысканию с ФНС России.